Главная » Файлы » Мои файлы |
06.10.2022, 22:40 | |
Здоровьесберегающие технологии являются составной и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, содержание программ, условия организации образовательного процесса – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Тем более, если это дети с отклонениями в здоровье. В нашем дошкольном учреждении функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Ортопедические заболевания занимают особое место в детской патологии. У детей с различными нарушениями ОДА наблюдается не только двигательные и речевые нарушения, но и нарушения психического развития. Как и все педагоги ДОУ мы используем в своей работе здоровьесберегающие технологии. В детском саду мы стараемся создать необходимые условия для реализации здоровьесберегающих технологий: оборудован физкультурный зал, где представлено разнообразное физкультурное оборудование (спортивный инвентарь, массажные коврики, массажные мячи, дорожки «здоровья», развивающие модули, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий). Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка с беговой дорожкой, полосой препятствий, спортивно-игровое оборудование, яма с песком для прыжков. В группах компенсирующей направленности приобретены специальные тренажеры. Создана безбарьерная среда. Вход в группу оснащен пандусами и перилами. Для реабилитации детей в ДОУ функционирует физиокабинет, работает инструктор по ЛФК. В ДОУ используются элементы следующих здоровьесберегающих технологий:
В практической деятельности применяем следующие элементы технологии В.Ф Базарного – * режим динамической смены поз, где часть занятия дети проводят стоя (данный прием используется только для тех детей, у которых не сильные нарушения опорно-двигательного аппарата) * схемы зрительных траекторий – используем для разминок и упражнений на зрительную координацию. Благодаря данной технологии достигается повышение уровня познавательной активности и эффективности воспитательно-образовательного процесса, улучшение здоровья детей. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поскольку у детей с ОНР существуют проблемы с речью. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. С этой целью применяем биоэнергопластику – это содружественное взаимодействие руки и языка. Движения тела, совместные движения рук и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой включает упражнения на активизацию дыхания, на формирование стереотипа правильного физиологического и речевого дыхания. Суть методики заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма. Применение в работе, так называемой «гимнастики мозга» П. Деннисон и Г. Деннисон, адаптированные Захаровой Р.А. и Чупахой И.В. для работы с дошкольниками упражнения, которые активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью. Эти интегрирующие упражнения пробуждают систему «интеллект-тела» и приводят ее в готовность к обучению. Главная идея – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Данные упражнения используются педагогами с целью активизации умственных способностей, стимулирования интеллектуального развития, улучшения контроля и регуляции деятельности. Они способствую улучшению памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики, повышают работоспособность ребенка и снижают утомляемость. Следуя рекомендациям Н.Н. Ефименко («Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста»), занятия по физической культуре проводятся в образно-игровой, сюжетной форме. Упражнения дети выполняют в виде «пластического балета», что снижает нагрузку на позвоночник, способствует укреплению опорно-двигательного аппарата. Дети учатся напряжению и расслаблению мышц, умению действовать по словесной инструкции, одновременно выполнять двигательные задания. Особое внимание уделяем психогимнастике: этюды, упражнения, игры, направленные на развитие эмоциональной сферы психики ребенка. Элементы психогимнастики создают положительный эмоциональный настрой, настраивают детей на высокий, качественный результат на занятиях интеллектуального цикла. Для интеллектуального развития дошкольников используем кинезиологические упражнения, которые влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, Массаж А.А. Уманской благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. В работе с детьми используем закаливающие процедуры, которые нормализуют состояние эмоциональной сферы, придают бодрость, улучшают настроение. В детском саду практикуем хождение босиком или босохождение. При босохождении увеличивается интенсивность деятельности практически всех мышц организма, стимулируется кровообращение, улучшается умственная деятельность. Хождение босиком способствует тренировке мышц стоп, профилактике плоскостопия. Применяем дорожки «Здоровья» с целью укрепления иммунной системы организма ребенка. В современной психологии существует такое направление как музыкотерапия. Музыкотерапию используем в работе в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом. Использование элементов данных здоровьесберегающих технологий, грамотная «встроенность» их в воспитательно-образовательный процесс способствуют всестороннему развитию ребенка, совершенствованию двигательных навыков, умению ориентироваться в окружающем мире, преодолевать трудности, творчески проявлять себя. | |
Просмотров: 81 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |