Главная » Файлы » Мои файлы |
18.03.2020, 00:21 | |
Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ. В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Поэтому перед нами - педагогами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Одним из плюсов использования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве с родителями, проектная деятельность, технологии критического мышления, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, является помощь реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. Как показывает практика, изучение нового материала не всегда проходит легко и просто. Однообразные, рутинные занятия не вызывают интереса у детей и порой не способствуют быстрому запоминанию учебного материала. Такое отношение к занятиям можно легко изменить если использовать технологию «скрайбинг». Скрайбинг от английского «scribe» – набрасывать рисунки или эскизы. Искусство отражать свою речь в рисунках, процесс происходит параллельно с докладом говорящего. Скрайбинг изобретен британским художником Эндрю Парком. Это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков. Используя скрайбинг, можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал. Скрайбинг - это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным. И самое главное в этой технологии все - таки не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование. Особенность скрайбинга в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию. Использование скрайбинга с детьми дошкольного возраста на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычный рассказ. Используя данную технологию, мы при этом не загружаем их большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом. Ввиду того, что мышление дошкольников отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью, скрайбинг весьма эффективен в качестве одного из средств формирования связной речи. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление. Обычно для скрайбинга выбираются какие-то из следующих инструментов:
В основе скрайбинга лежит формирование визуальных образов – знаков, символов, рисунков, которые мы считываем. И самое главное в этой технологии все-таки не картинки или схемы, а история, которая ведет за собой повествование. Рисованный скрайбинг - это ручной классический, когда ребенок рассказывает о чем - либо и в то же время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. Работа педагога на занятии во время объяснения нового материала с мелом в руках - пример классического скрайбинга. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени. Аппликационный скрайбинг - техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту. Скрайбинг «фланелеграфный» Для такого скрайбинга понадобится доска, обтянутая фланелью. На нее будут крепиться готовые фигурки и изображения, помогающие рассказать историю. Такой скрайбинг похож на импровизированный театр. Он хорошо подойдет для «экранизации» сказок для детей. Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие - готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску. Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы. Аппликационный скрайбинг Можно заучивать стихи с помощью аппликационного скрайбинга. Мишка лапти надевал, Надевал и горевал: - Здесь один, а где второй? Правый лапоть мой с дырой Заглянул медведь под стол И пропажу там нашел. Стало лаптя 2 опять, Можно по лесу гулять. (Предлагается на произвольный фон накладывать или наклеить готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту). Рисованный скрайбинг Пример: мы учили стихотворение «Елочка» Н.Нищевой. Я прошу ребенка нарисовать рисунки, которые ассоциируются со словами стихотворения, и одновременно проговариваю вслух текст. Ребёнок сам придумывает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро учит стихотворение без помощи взрослого, глядя на свой скраб, но и интересуется самим процессом. Перед нами елочка, Шишечки, иголочки, Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звезды, человечки. Способ «рисования» стихотворений намного эффективнее и привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры. Магнитный скрайбинг Предлагаюдетям рассказ «Лето» Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают ее в ведерко. Бабушка будет варить из нее варенье. Зимой девочки будут пить чай с вареньем. (дети слушают рассказ, а затем с помощью картинок кто-нибудь из них один пересказывает, используя магнитную доску). Использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников. Применяя данную технологию, выделила основные этапы работы. Первое и самое важное — это научиться выделять основной смысл, который хочу донести до детей. Часто бывает, что за путаницей большого количества слов, текста или картинок можно потерять суть вашего рассказа. Поэтому выстраиваю подготовку следующим образом: 1. Придумать идею. Она должна быть понятной для данной аудитории. 2. Подготовить сценарий. Заранее продумываю и записываю, о чем будет говориться, и какими образами будет передаваться смысл. 3. Отрисовать рисунки-скетчи. Монтируя сюжет их количество и скорость, должны совпадать со временем на озвучивание. Используя данную технологию в совместной деятельности с детьми, стараюсь, не загружать их большим объемом текста, а набрасываю им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запоминает, но и заинтересовывается самим процессом. Таким образом, происходит качественное усвоение ключевых моментов изучаемого материала. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Отличительная особенность скрайбинга в работе с детьми в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, речь, зрение и воображение ребёнка. А когда фиксация простых образов происходит в процессе донесения информации, дошкольники их не только лучше понимают, но и запоминают. Глядя на скрайб-рисунки, ребёнок может воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах. Считаю целесообразным и эффективным использование данной технологии в воспитательно-образовательном процессе, так как она позволяет в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает речь, логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников. Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем! | |
Просмотров: 216 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |