Главная » Файлы » Мои файлы |
13.12.2020, 22:59 | |
Одна из основных задач подготовки ребенка к школе – формирование у него восприятия звучащей речи, развитие фонематического слуха. Оттачивая речевой слух ребенка, вы готовите его к усвоению грамоте, помогаете развитию связной речи. Вот почему важно прийти на помощь ребенку, воспитать у него чуткость к слову. Вниманию педагогов и родителей предлагаются речевые упражнения для ознакомления детей со звуковой стороной слова, с предложением и его составом.Эти упражнения знакомят ребенка также с многообразием слов, их красочностью, образностью. Знакомить детей со звуковой стороной слова лучше всего в играх и упражнениях, задача которых - показать детям, что слово звучит, оно состоит из звуков. Методика ведения подобных игр такова: Как звучат слова. Ты уже знаешь, что слова звучат.Послушай, как они по – разному звучат в стихотворении А. Барто: Скажи погромче слово «гром» - Грохочет слово, словно гром. Скажи потише – «шесть мышат» - И сразу мыши зашуршат. Скажи «кукушка на суку», Тебе послышится ку – ку. Повтори со мной. (взрослый показывает предметные картинки, ребенок вначале со взрослым, затем сам произносит слово так, чтобы слышны были разные звуки). Произнеси слово. (взрослый говорит слово и просит четко его произнести, выделяя голосом все звуки,например: шалунишки, штанишки; сморчок, сверчок). Сравни. Мышка – мишка – миска; маленький – средний – большой; ммак – ррак – ллак; ллук – ссук – жжук. Продолжай играть со мной. (взрослый называет одно слово, ребенок подбирает похожее по звучанию) Шина – машина; Анна – ванна; печка – свечка; кочка –бочка. (взрослый дарит слово предмет, ребенок возращает словосочетание предмет – признак) Слово – доброе слово; радуга – разноцветная радуга; дождь – грибной дождь. (взрослый дарит слово предмет – признак, ребенок возвращает признак - предмет – действие) Слово доброе – доброе слово согревает. Радуга разноцветная – разноцветная радуга вспыхнула.Дождь грибной – грибной дождь моросит. Играем наоборот. (предлагается назвать слово не схожее по звучанию) Книга – дом; жарко – суп; сухо – лето; диван – кресло. (предлагается назвать слова антонимы) Прилив – отлив; просто – сложно; труд – лень. (предлагается назвать слова синонимы) Родина – отечество – отчизна; ветер – буря – ураган; солнце – светило - свет; спасибо – благодарю – благодарствую. После того как ребенок научится вслушиваться в слова, произносить их так, в чтобы в них были слышны звуки, научится различать звучание слов, только тогда возможен переход к обучению детей различать слова по количеству звуков (короткие - мало звуков в слове, длинные – звуков много, короткие слова произносятся быстро, а длинные слова –дольше, например: уж, ус, сыр, чернильница, карандаш). С ребенком можно провести такие упражнения: *шагаем со словом (на короткие слова уж,дом делаем один шаг, на длинные слова домик, улитка – шагов делаем больше); *разведчики – искатели (заранее раскладываются предметы, название которых и длинные, и короткие; дети находят и называют их парами, например: чай – чашка – чайник; ключ – колесо – машина); *хлопки (взрослый произносит длинные и короткие слова, на короткие ребенок производит хлопок, а на длинные – нет, возможен вариант наоборот, взрослый хлопает, а ребенок произносит слова); *превращалочка (длинное слово заменить коротким и наоборот, например: кот – котенок – котище; ус - усик – усище; лис – лисенок – лисица); *добавляй звук (взрослый называет слово или предложение, не договаривая последний звук, а ребенок добавляет нужный звук, например: Витя славный мальчи(к). К красной шапочке подошел серый вол(к). Сово(к),сундучо(к), сапожо(к)); *поймай мяч (взрослый бросает мяч, а ребенок ловит его тогда, когда слышит в слове заданный взрослым звук, например: снег, сосед, барабан, слон и т. п.); *будь внимателен (в конце слова должен быть заданный звук, если слово подобралось неверно, мяч падает, его ловить нельзя, например: цветок – жук, червяк – паук, комок - снежок); *чей рассказ лучше (взрослый и ребенок придумывает несложный рассказ из слов, большая часть которых будет начинаться на один и тот же заданный звук, или каждое предложение в рассказе должно начинаться на заданный звук; все придуманные рассказы можно записывать в альбом и делать к ним зарисовки); -Папа пришел домой и принес покупки. Потом пошел с Пашей погулять по проспекту. По проспекту шли прохожие. Прохожие покупали пирожные. Описанные выше игровые упражнения могут в различных вариациях повторяться, может изменяться наглядный материал, подбор слов. Если взрослые считают, что ребенок уже хорошо ориентируется в звуковом строении слова, они могут предложить ему умственные задачи большей сложности Подумай, не торопись. *Придумай собачке кличку, чтобы второй звук был «у», последний «к» (Шустрик, Мумик, Кузнечик); второй «у», последний «а» (Жучка, Жулька, Булька). *Подбери слово, которое начинается на второй звук слова «стол» (трактор, трамвай, телега, танк). *Подбери такое слово, в котором был последний звук слова «сыр», но чтобы это было название птицы (воробей, скворец, коршун,ворона, сорока). *Найди в комнате предмет, в названии которого второй звук «у» (бумага, дудка, луковица, будильник,туфли). *Назови, какие у тебя есть игрушки, в названии которых второй звук «и» - мишка, пирамидка; второй звук «а» - машина, барабан; третий звук «т» - котенок, лото, петрушка. Следующий этап – обучение ребенка членению слов на слоги (понятие слог вводится позже, вначале это часть слова). Ребенку предлагается отдельные задания: *посмотри на картинку и назови предметы, которые можно назвать коротким словом (дом, жук, рак); затем длинными (карандаш, стрекоза); *найди в помещении предмет, в названии которого мало звуков (лист, стол, мяч, шар); много звуков (кроватка, буратино, кресло, диван); Взрослый обращает внимание на то, что слова состоят из частей: *тыльная сторона ладони подносится к подбородку и можно почувствовать, что при произнесении слова по частям рука прикасается к подбородку; *при произношении слова по частям (слогам) определяется последовательность звучания, количество частей (слогов) в слове, возможность называть части (слоги) слов в разбивку. При определении количества частей (слогов) в словах можно использовать различные игровые приемы: *произношение слова по частям шепотом в ладошку, замечая, сколько раз теплое дыхание касается ладони, значит столько будет частей в слове; *играя с мячом, взрослый называет первую часть, ребенок, ловя мяч, вторую и наоборот; *в игре «Письма» ребенок вместе со взрослым описывает предмет, узнает его в своем описании и делит это слово на части (слоги); возможен вариант зарисовки, сопутствующий описанию; например: в моем письме изображено вот что (маленькая, твердая, круглая или удлиненная с тоненьким хвостиком, растет на грядке в огороде, любят ее есть в салате или просто с хлебом – это ре- дис – ка); *подобные игры в «Магазин», «Семья», «Поликлиника», где идет описание – зарисовка игрушек, вещей и других предметов; *в вечернее время в группе и в субботние вечерние часы в семье можно зарисовывать предметы, состоящие из одной части (слога), из двух частей (слогов); в этой игре возможен вариант умышленного рисования одного и того же предмета: дом, домик, домище; гриб, грибок, грибище. Важный момент – в конце игровой зарисовки всем предлагается проанализировать нарисованное. На прогулке такая зарисовка возможна на мокром песке палочкой, на асфальтовой дорожке – мелом; *для достижения тех же целей можно использовать загадки, потешки, скороговорки, считалки.Они помогают вслушаться в слово, находить одинаковые и разные части (слоги) слов, ощутить красоту и богатство родного русского языка. Очень важно научить ребенка не только различать предлагаемые умственные задачи, но и проявлять творчество в самостоятельном создании их. Следующий этап –работа над предложением. Опираясь на имеющиеся у ребенка знания о слове, его звучании взрослые (педагог и родители) знакомят его с составом предложения. Перед ребенком обязательно ставится четкая задача составить предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов. Предложения составляются вначале в совместной деятельности взрослого и ребенка, затем самим ребенком самостоятельно. На данном этапе очень важен совет с ребенком. Необходимо, чтобы ребенок понял, что составляемые предложения должны точно и образно определять важное, что его словесные находки и удачные сочетания слов поощряются и ценятся взрослыми. При анализе внимание ребенка следует направить на последовательность расположения слов в предложении, на их количество. При рассматривании предмета взрослый учит ребенка внимательно всматриваться в изображение, обследовать предмет со всех сторон. Именно это и помогает ребенку сказать об одном и том же предмете что – то новое, тем самым развивать красивую связную речь. Хорошо, если ребенок научится сразу составлять предложения об игрушке, объединенные смысловым сюжетом, составлять разнообразные предложения про совершенные самим ребенком действия, например: Саша смеется. Саша держит мяч. Мальчик Саша рад мячу. Педагог может использовать сам и предложить родителям приемы, которые помогут закрепить знания детей о предложении: *четкое произношение слов с паузой; *последовательное называние слов в предложении; *подсчитывание слов, называние слов в разбивку; *совместное хоровое их произношение; *графическое изображение предложения черточками на листе бумаги по количеству слов в предложении; *откладывание счетных палочек, лучинок, кружочков по количеству слов в предложении и т. п.; *удары мячом, прыжки на скакалке, отсчитывание шагов по числу сказанных слов. Постепенное усложнение умственных задач приведет к тому, что ребенок очень скоро научится составлять предложения и выделять в составе слова. Ребенок начинает усваивать, что если об одном и том же сказать несколько разных предложений, связанных по смыслу и поданных в определенной последовательности, то получится рассказ. Раздумье старшего дошкольника над словом, которому отводится такая большая роль в работе по ознакомлению с предложением, - хорошая основа для воспитания интереса к знаниям и показатель того, насколько широки могут быть собственные речевые возможности ребенка. Вся проведенная работа с дошкольниками по ознакомлению со словом, его звучанием послужит фундаментом грамотности первоклассника, его успешного обучения. | |
Просмотров: 162 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |