Главная » Файлы » Мои файлы |
17.11.2022, 22:57 | |
В общении детей друг с другом часто возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту. Детские конфликты могут выступать как противоборство открытое (спор, ссора и т.п.) или скрытое (действие исподтишка, демонстрация показного безразличия и т.п.). Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Это связано, прежде всего, с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Детские конфликты могут возникнуть по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей. Причиной конфликта может быть неприязнь детей друг к другу, ревность, попытки занять лидирующую позицию в группе, соперничество. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Возрастные особенности дошкольников в сфере взаимоотношений, которые могут стать источником конфликта:
Не всегда взрослому стоит вмешиваться в ссоры между детьми. Конфликтные ситуации и выход из них - основа социализации ребенка в будущем. Задача педагогов - занять правильную позицию при разрешении конфликтных ситуаций между детьми и помочь им правильно вести себя в ссорах и спорах. Вмешательство воспитателя в отношения конфликтующих сторон в качестве посредника оправдано в тех случаях, когда стороны или одна из сторон проявляет агрессивность и жестокость. В таких ситуация необходимо: 1. Прервать конфликт. 2. Избавиться от «зрителей». 3. Развести конфликтующих в разные стороны, устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока не придут в себя. 4. Успокоить участников конфликта, при необходимости подключить другого взрослого, специалиста, помощника воспитателя. 5. Расспросить в индивидуальной беседе, что случилось. 6. Оценить обстановку, выяснить, что произошло. 7. Разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу, сделать выводы. С детьми нужно обсуждать следующее: 1. Что произошло? (сформулировать суть конфликта). 2. Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины). 3. Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства). 4. Как быть в этой ситуации? (найти решение). При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера. Не следует приуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте вполне возможно совместное принятие решения. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не его личность. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку. Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях и, прежде всего, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтной ситуации могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушения правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой факт и принять меры по предупреждению назревающего конфликта. Для профилактики детских конфликтов педагогу необходимо:
Формы, методы и приемы работы с детьми по профилактике и обучению способам решения конфликтных ситуаций:
Главная задача взрослых - помочь детям увидеть в каждом человека, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из сложной ситуации. | |
Просмотров: 73 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |