Расстройства аутистического спектра (РАС) – термин, используемый для описания группы расстройств развития центральной нервной системы. К ним относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство. Все это разные проявления одного и того же нарушения.
Люди с РАС выглядят и ведут себя по-разному, и не всегда влияние этого нарушения развития на человека очевидно, особенно если симптомы не очень тяжелые.
Основные симптомы РАС относятся к трем сферам:
- способность общаться со взрослыми и детьми (нарушения в области социального взаимодействия);
- способность разговаривать с другими людьми, пользоваться жестами и мимикой для общения (нарушения в области коммуникации);
- повторяющееся поведение (ограниченность интересов, стереотипные действия, трудности с адаптацией к новым условиям).
В настоящее время РАС диагностируют у все большего количества детей. Диагноз РАС, как правило, ставит врач-психиатр. Однако есть ряд симптомов, указывающих на высокий риск развития РАС у маленьких детей. Эти симптомы называют «красными флажками» РАС:
- Не реагирует или редко реагирует на имя.
- Постоянно или часто ведет себя так, как будто не слышит обращенной к нему речи.
- Не улыбается или редко улыбается другим людям.
- Не использует указательный жест или другие жесты в возрасте 12-ти месяцев.
- Нет лепета к 12-ти месяцам, нет слов к 16-ти месяцам.
- Нет фразовой речи (то есть сочетания из двух и более слов) к возрасту 24-х месяцев.
- Утерял какие-либо социальные или коммуникативные навыки в любой период в детском возрасте.
Иногда можно заметить следующие особенности:
- повторяющиеся, однообразные движения (например, ребенок трясет кистями рук, кружиться вокруг своей оси или раскачивается);
- повышенная чувствительность к громким звукам, запахам и т.д.;
- проблемное поведение в стрессовой ситуации (например, крики, истерики);
- трудности с координацией движений;
- непонимание, что ситуация является опасной (нарушение чувства опасности);
- причинение вреда самому себе (например, вырывает волосы, стучит головой об пол, стены, царапает и отдирает кожу, кусает себя);
- автоматическое повторение слов, не обращенных к другим (эхолалии);
- избегание контакта «газа – в глаза».
Если вы отмечаете указанные симптомы и особенности у вашего воспитанника или их отмечают его родители (законные представители), то следует обратиться к специалисту для диагностики РАС. Ранняя коррекционно-развивающая помощь, индивидуальный подход к ребенку приводят к заметным улучшениям в развитии большинства детей с РАС. |