Главная » Файлы » Мои файлы |
30.11.2020, 19:43 | |
Внедряя бережливые технологии в ДОО, педагоги используют в своей работе рефлексивные приемы, которые по своей сути стали применяться уже несколько лет, где детей с дошкольного возраста учат оценивать свою деятельность, педагогов и своих товарищей. В современной педагогической науке этот термин рассматривается как самоанализ деятельности и её результатов. Работая в дошкольном образовательном учреждении, каждый педагог ежедневно сталкивается с этим психологическим понятием. Закончилась игра, образовательная деятельность, коллективно-творческое дело, праздничная программа, тематический день или неделя. Как он прошел? С каким настроением вышел ребенок. Что узнал нового? Самый популярный итоговый вопрос педагогов: «Понравилось ли вам дети?». Кто-то ответит «да», кто-то «нет», а некоторые просто промолчат по разным причинам. Одни, чтобы их не осудили за мнение, которое отличается от мнения большинства группы. Другие, просто стесняясь высказаться. А ведь задача педагога узнать мнение каждого ребенка, с пользой ли прошла для него игровая или образовательная деятельность. Важный момент при обучении детей приемам эффективной деятельности - это рефлексия собственных ценностей и ожиданий, рефлексия способа действия и его следствий. Нужно научить каждого ребенка осмыслению того, что «сейчас произошло». Педагогу лучше будет планировать образовательную деятельность, что детям интересно. Необходимо учитывать интересы каждого ребенка. Дети всегда задают много вопросов. Рефлексия дает возможность детям вдуматься о своем поведении, размышлять о своем внутреннем. Рефлексия – это размышление, самообладание, познание. Рефлексия предполагает оценку в двух направлениях: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Педагог и воспитанник обсуждают, зачем это делается, что получается, что – нет. В результате у ребенка складывается новый опыт осознанных и ответственных действий по отношению к своим проблемам. Рефлексия знакомит ребенка с миром чувств, предоставляет ему возможность отслеживать свое состояние в детском саду, в отношениях со сверстниками, в домашних условиях. Научившись понимать и принимать себя, дети учатся понимать и принимать других. При традиционной системе обучения, когда воспитатель излагает готовые знания, а воспитанники пассивно их усваивают вопрос о рефлексии обычно не стоит. Принцип сознательности и активности один из принципов развивающего обучения. Ребенок может быть активен в познавательной деятельности, если осознает цель обучения, её необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Использовать и применять рефлексию в работе можно в образовательной деятельности, на утренниках, праздниках, на конкурсах, викторинах. При проведении тематической недели и днях, родительских собраниях. В педагогической практике широкое отражение нашли вербальные рефлексивные техники, то есть техника общения «Из уст в уста, глаза в глаза». Положительный момент использования такого рода техник заключается в живом, непринуждённом общении, проговаривании своих эмоций, мнений, рассуждений. Отрицательный момент состоит в том, что не все дети смогут высказаться искренне, боясь осуждения сверстников. Есть дети, которые бояться высказаться публично. В таких случаях применяются невербальные методики: «Смайлик» (дорисуй ротик, веселый – грустный), «Светофор» (ребенок раскрашивает в нужный цвет), «Солнышко» (дорисовывает лучики, если понравилось мероприятие), «Доска настроения» и другие. Вербальные методики рефлексии предполагают эмоциональное высказывание своих мыслей. Это «Оценка», «Микрофон», «Если бы я был…», «По выбору», «Доскажи словечко с применением карточек» и другие. Рефлексию в конце занятия можно проводить исходя из темы занятия. Например, если было занятие в виде морского путешествия. Для рефлексии можно взять «Корабль» и фигурки матросов (по кол-ву детей). - Ребята, если сегодня вам было интересно, вы очень старались, и у вас все получилось, поместите фигурку вашего человечка на площадку у самого верха мачты, где располагается впередсмотрящий, который внимательно вглядывается вдаль и всегда готов к новым приключениям. А если вы старались, но не все у вас получилось сразу, то поместите фигурку вашего человечка на палубе, он выполняется важную работу на корабле и очень старается. Или «Флаги на башнях». Изображение: две башни разные по размеру (высокая и низкая, флажки цветные из бумаги по кол-ву детей). Оцените свою работу на сегодняшнем занятии. Если вы старались и всё получилось, поставьте флаг на крыше высокой башни, в знак того, что вы сегодня сделали всё легко и весело. А если не всё получалось на занятии, вы испытывали трудности или тревогу, боялись ошибиться, то поставьте свой флаг на крыше невысокой башни, в знак того, что вам есть к чему стремиться и стараться еще лучше на следующем занятии. Примеров проведения рефлексии очень много, все зависит от конкретной ситуации. Начинать обучение рефлексии лучше уже с раннего возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит. С детьми младшего возраста используют рефлексию настроения и эмоционального состояния в виде смайликов, солнышек, цветных флажков и звездочек (как правила двух цветов). Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника. В рефлексии и педагоги развиваются, оценивают свою педагогическую деятельность и совместное взаимодействие с детьми. Рефлексируя, мы анализируем свои мысли, поступки, чувства, мотивы, пытаясь понять других людей. Мы учимся контролировать различные активные и проблемные ситуации. Рефлексия раскрывает свои сильные и слабые стороны. | |
Просмотров: 138 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |