Музыкальный фольклор – явление синкретическое. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме комплексного освоения различных видов искусств ребенком. Народная культура как искусство и как основание жизненного пространства привлекала и привлекает к себе внимание многих исследователей. Теория воспитания на началах народности разрабатывается в трудах Б.В. Асафьев, К.Д Ушинского и др. Духовное начало народного наследия отмечается М.А. Васильева,Н.А.Ветлугина, и др. Основные категории фольклора, его художественные характеристики исследуются ведущими отечественными фольклористами В.П. Аникиным,Ю.Г.Кругловым и др. Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению, ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность. В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений - всё это носит большие возможности для творческого развития дошкольников. На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора - инициировать интерес дошкольников к народной музыке, начиная с самого раннего, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, так как что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Для повышения уровня знаний у детей о родном городе и их мотивации к дальнейшей деятельности, в план работы были включены городские традиционные народные мероприятия, такие, как праздник «Масленица», День города. Календарные народные праздники – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов, игр. Праздники позволяют в увлекательном, захватывающем действии овладеть большим репертуаром народных песен, закличек, считалок. К проживанию календарного праздника детей готовили в течение определенного времени: разучивали песни, заклички, играли хороводы, знакомили с обрядами, их значением в жизни человека, предметами быта и т.д. Календарные праздники – это не только своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению народного музыкального творчества, мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка, но и возможность проявить свои творческие способности в любом виде деятельности по выбору и на любом уровне, без излишних физических и психологических нагрузок. Параллельно с работой по знакомству детей с народным музыкальным творчеством мы составили тематический план по ознакомлению детей с родным городом. Данная работа проводилась на занятиях по ознакомлению с окружающим и в разнообразных видах совместной деятельности детей и педагогов. В проведении данной работы, мы также старались использовать русское народное музыкальное творчество. Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Поэтому в своей работе мы использовали народные игры, в которых присутствуют песни народного музыкального творчества. Не оставили мы без внимания и работу с родителями, т.к огромная роль в воспитании у детей любви к своей малой Родине принадлежит именно семье. С родителями было проведено анкетирование на тему «Наш город». С музыкальным народным творчеством дети знакомились на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывала интерес детей, приносила им радость, создавала хорошее настроение, снимала чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивала эмоционально – психологическое благополучие. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладали большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомились с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Мы собрали аудио и видеозаписи народной музыки, звучания народного оркестра. Таким образом, мы давали детям понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». На занятиях в доступной форме рассказывали детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными. Обучение детей фольклору происходило на основе синтеза основных форм художественной деятельности: музыки, ритмики, народного танца. Весь используемый фольклор распределен на 3 раздела в соответствии с классификацией Виноградова Г.С.: календарный фольклор; потешный фольклор; игровой фольклор. В календарный фольклор вошли произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички, обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.) приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям Потешный фольклор - прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод. Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанных на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.). Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки. Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. В развитии музыкальных способностей средствами музыкального фольклора использую народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества. Основываясь на опыте работы, можно сказать, что в работе с детьми целесообразно использовать разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором. Знакомясь с устным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки), у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах развивает чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Данная система работы включает в себя и обучение детей сольному, ансамблевому и хоровому пению. Так постепенно дети приучаются к музыкальному искусству, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания, умения и навыки. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир. И конечно взятое за основу музыкальное воспитание детей, музыкальная среда, сохраняющая положительный опыт влияния музыкального фольклора на развитие музыкальных способностей ребёнка в дошкольном учреждении, будет способствовать успешному развитию в будущем и стать мыслящими, нравственными, творческими людьми, несущими и хранящими историю и духовность поколений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Музыка. / Б.В.Асафьев. - 1973. – 452с.
- Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 208 с. С. 67-165.
- Ветлугина, Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду» / Н.А.Ветлугина. - М., 1989.
- Воспитание искусством в детском саду . Интегрированный подход/ И.В.Штанько. ТЦ. 2007
- Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей.дошкольного возраста / А.Г.Гогоберидзе, В.А. Деркунская. Издательский центр «Академия», Москва, 2005 г. Стр.125-127, 131-132.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др./Под.ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб: Изд-во «Акцидент», 1995 – 288 с.
- Дошкольная педагогика, 5-е изд-е / С.Л.Козлова., Т.А.Куликова, Москва, Академия.,2004
- Закон РФ «Об образовании», (в редакции20.07.2004 года)
- - М.: Просвещение, 1989.-191 с.
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» . – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.
- Ушинский, К.Д. Соч., т. 9 / К.Д.Ушинский. -М, - 1950. - 775 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт: Стандарты второго поколения / редактор И.А. Сафонова; М.: Просвещение, 2014.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2001.– 298с.
|