Главная » Файлы » Мои файлы |
15.12.2018, 20:45 | |
В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. В игре взрослые формируют их моральные качества. Формируя игру как детскую деятельность, её надо насыщать содержанием в соответствии с требованием программы. Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры. Игра имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности ребёнка, выступает связующим звеном в отношении к познаваемому. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни и создают при этом свои комбинации различных жизненных ситуаций, где как бы перевоплощаются во взрослых, в героев художественных произведений, в животных. Для того чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, необходимо создать соответствующие условия: отвести играм достаточное время, организовать удобную, спокойную обстановку, подобрать игрушки. Богатство замысла и эффективность средств воплощения в каждой игре у детей зависят от наличия жизненных наблюдений, дополненных литературно-художественными образами, которые помогают детям перейти от прямого подражания к творческому воспроизведению игровых замыслов. Своеобразны мотивы такого творчества- это прежде всего стремление выражать свои впечатления, переживания. Для возникновения замысла игры нужны яркие, волнующие ребёнка впечатления. Но появление замысла ещё не говорит о том, что ребёнок способен самостоятельно воплотить его в игре, так как у него нет ещё необходимых навыков и умения планировать свои действия. Сформировать все эти навыки и умения должен помочь педагог. Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной игры детей. Но детская жизнь в играх не может правильно развиваться, если она будет представлена на усмотрение самих детей. Педагог должен быть в центре этой жизни, должен понимать происходящее, входить в интересы играющих, умело их направлять. Деятельность воспитателя прежде всего обращена на то, чтобы организовать играющих детей, добиться между ними правильных взаимоотношений, потому что всякая организация жизни требует установления взаимоотношений. Игра- это радость для детей, поэтому процесс организуется так, чтобы игры воспитывали положительные эмоции. Участвуя в жизни детей. в их играх, педагог руководствуется определёнными задачами воспитания. Необходимо воспитывать у детей такие качества как дружба, умение действовать самостоятельно, взаимопомощь; дети дошкольного возраста могут оказывать посильную помощь друг другу, воспитываем в них чувство справедливости, жизнерадостность, общительность, целеустремлённость, организованность, личную инициативу, изобретательность, смекалку и т. д. Именно в этих задачах намечаются перспективы деятельности нравственного воспитания. Сюжетно — ролевая игра является наиболее характерной игрой дошкольников, отличительной особенностью которой является то, что её создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный творческий характер игровой деятельности детей. Роль воспитателя в игре способствует развитию её замысла, расширению тематики игр, обогащению содержания, уточнению игровых действий, овладению детьми ролевым поведением, проявлению доброжелательных отношений. Самое сложное и важное – обдумать задачи и приёмы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи по отношению ко всему коллективу и к отдельным детям. Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Чтобы направлять игру, необходимо опираться на психологию детей, считаться с детьми замыслами, бережно относится к творческой выдумке, к созданному ребёнком образу. Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы игры, и на развитие её сюжета. Игра возникает в том случае, когда у ребёнка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры – создание у детей таких ярких положительных представлений и эмоций. Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. В таком случае важно вовремя поддержать интересную идею, направить усилия дошкольников на её осуществление. Темы игры, предложенная взрослыми, оставляет детей равнодушными, если она не связана с их интересами. Одна из основных тенденций развития игры – формулирование её целенаправленности, что требует длительной систематической работы воспитателя. Педагог наблюдает, выполняют ли дети задуманное, он старается поддержать интерес к выбранной теме своим одобрением, подходящей игрушкой, а иногда и своим участием. Однако он не настаивает на том, чтобы задуманная игра была доведена до конца, ее участники вправе переменить тему, если придумали более интересную. Очень важно поддержать усилия детей, дать им возможность пережить радость от достижения игровой цели. Влияя на распределение ролей, составление некоторого плана действий, воспитатель выполняет две важные задачи: направляет содержание игры и способствует организации детского коллектива, воспитанию дружеских чувств. Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость от игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество. Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Воспитатель играет вместе с детьми, дает им советы. Через выполняемую роль он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребёнка, выполняющего роль заведующего магазином, где касса, кто кассир, почему нет в магазине тех или иных продуктов, кто будет заворачивать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин ещё. Когда взрослые вступают в игровое общение с ребёнком, им нужно помнить о том, что на них ложится особая ответственность за построение отношений между всеми партнёрами в игре. Воспитатель выступает в роли транслятора (передатчика) не только игровых сюжетов, различных ролей и правил, но и средств эффективного общения. Роль педагога заключается в том, чтобы участвовать в игре на равноправных позициях, в качестве игрового партнёра. Стоит заметить, что обеспечение равноправности позиций в общении с ребёнком или группой детей начинается уже с пространственных условий. Первое условие– пространство, разделяющее воспитателя и детей, должно быть оптимальным для установления контакта. Не стоит разговаривать с играющими детьми, находясь далеко от них и повышая при этом голос. Нужно подойти к играющим детям и ни в коем случае не подзывать их к себе. Второе условие– выбор позиции «глаза на одном уровне». Самое естественное в этом случае – присесть на корточки перед ребёнком и установить контакт глазами, посмотрев ребёнку в глаза. Самое важное в игре – это ваше отношение к ней. Особенно важно индивидуальное наблюдение за каждым ребенком. Ведь в творческой игре, больше чем во всякой другой деятельности, он обнаруживает свои склонности, переживания. Дети выбирают игру, воспитателю нужно проследить, чем они руководствуются при этом, задумываются ли над тем, во что играть. Влияние воспитателя на выбор игры заключается в том, что он поддерживает интересные игры, придуманные детьми, развивает инициативу детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Делать это следует осторожно, опасаясь рассуждений, неуместных во время игры.
| |
Просмотров: 242 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |