Главная » Файлы » Мои файлы |
09.10.2019, 14:43 | |
Пространство детской жестокости в сообществах обширно. Её проявления различны. Тем не менее, стратегия профилактики предполагает ежедневную, кропотливую работу на всех уровнях жизни общества. А начинается все тогда, когда ребёнок попадает в первый в своей жизни детский коллектив и пытается выстраивать отношения с другими детьми. И первые проявления детской жестокости начинаются уже в детском саду. Итак, что же такое «буллинг»? Это – длительный целенаправленный процесс физического или психологического притеснения одного человека другим человеком. В переводе на русский язык это травля, унижение. В детском саду при насилии нет предварительной стадии обдумывания. Дошкольники не осознают до конца своих действий. Отсутствует понимание последствий и чувства вины. Оправданием насилия является незначительный проступок. Агрессивное поведение детей расходится с их словами. В пять-шесть лет определённый уровень самоконтроля уже есть, а в голове устанавливаются некие социальные нормы и правила взаимодействия. В этом же возрасте, несмотря на то, что нам хочется верить, что дети ещё такие невинные ангелочки, уже могут проявиться первые признаки будущих задир и агрессоров. Вербальная детская агрессия — дразнилки, обзывалки, доносы, бойкоты, ситуации, когда ребёнка «подставляют» другие дети — всё это актуально для коллектива, где возраст детей — от 3 лет. Быть изгоем в коллективе значит тоже подвергнуться детской травле. Ведь это настоящая трагедия для ребёнка. Бывает, что дети копируют линию поведения, которая транслируется у них дома, в семье или где-то ещё в близком окружении. Бывает, это копирование увиденного в фильмах или передачах, бывают, конечно, и физиологические или неврологические отклонения, когда помочь может только специалист. Причинами такого поведения могут стать привлечение к себе внимания или самоутверждение, проявление бунта. Дети, таким образом, могут выплёскивать агрессию, могут обзываться из зависти, из-за неприязни, для самозащиты и т.д. В любом случае это говорит о том, что у ребёнка далеко не всё благополучно. Очень часто дети испытывают, таким образом, на прочность новичков в детском коллективе. Им важно, чтобы при этом были зрители, которые потом всем об этом расскажут. Потенциально жертвой или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники - это преимущественно уверенные в себе, склонные к доминированию и подчинению других, морально и физически сильные дети, не умеющие сочувствовать, гиперактивные, агрессивные. Ребёнок, который является лидером или мечтает им стать. Ощущает вседозволенность из-за неправильного воспитания или высокого социального статуса родителей. Кто круче, сильнее, наглее – тот и прав. В противоположность этому жертвы –обычно те дети, которым свойственны крайняя неуверенность в себе, особая чувствительность к жизненным стрессам, неспособность сопротивляться насилию, неумение постоять за себя и склонность к подчинению. Стать целью травли очень легко – достаточно выделяться чем-либо среди сверстников. Это могут быть как внешние различия, так и поведенческие. Но стоит понимать: можно с детства носить очки или быть обладателем веснушек, но не давать себя в обиду. Дети подсознательно находят того, кто не способен за себя постоять и не окажет сопротивления. Основные черты ребёнка, которого легко угнетать: низкая самооценка, застенчивость, пугливость мрачность, апатичность, незаинтересованность в том, что происходит вокруг, отсутствие хотя бы одного близкого друга среди сверстников, смиренное принятие всего происходящего. Жертва травли неосознанно, сама является как бы провакатором такого к ней отношения. Конечно, это не значит, что ребёнок напрашивается сам, ни в коем случае! Но его поведение настолько откровенно разнится с поведением сверстников, что это может стать причиной раздражения других детей. Это дети, которые плохо поддаются обучению и сильно отстают от остальных, подлизы и ябеды, сильно зависимые от родителей и гиперопекаемые, очень болезненные дети (из-за того, что редко появляются в саду, остальные дети от них отвыкают). В вопросе детской травли всегда есть третья сторона, и вина наблюдателя ничуть не меньше вины самого агрессора. Почему дети бездействуют или подключаются к травле понять довольно просто: страх оказаться на месте жертвы, страх выделиться из толпы, дети, которые легко поддаются чужому влиянию. Они считают издёвки — развлечениями, а жестокость и грубость – нормой. Как понять, что ребёнка обижают? Когда это касается детского сада, то ребёнок, которого обижают сверстники, может, и не будет откровенно отказываться туда идти, но будет рад любой возможности остаться дома. После общения со сверстниками ребёнок подавлен. Могут случаться беспричинные истерики и слёзы без очевидного повода. Что же делать? Ведь дети не могут решить ситуацию самостоятельно. Какова роль воспитателя? В школе насилие не всегда выходит за пределы коллектива, так как рассказчик будет считаться предателем. В детском саду дети обо всем рассказывают воспитателю. Он следит за недопустимой агрессией. Все дети ждут реакции воспитателя. У воспитателя власть и физическое превосходство. Все это удерживает детей от применения насилия. В силу явного превосходства любое вмешательство воспитателя по сравнению с аналогичными действиями других педагогов оказывается несравненно более эффективным. Дети чувствуют это, даже если воспитатель никак этого не проявляет. У воспитателя на данном этапе развития детей есть хорошие шансы заложить в мировосприятие детей установки уважения к культурным и психологическим различиям, развить социальные навыки и навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, научить противостоять агрессии, сплетням, прозвищам, бойкоту со стороны своих сверстников. В его возможностях создать благоприятный климат в коллективе. Чтобы в группе не появился агрессор, такому ребенку следует дать понять, что другие дети ничуть не уступают ему. За выходками буллера нельзя наблюдать, ведь ему нужны зрители для того, чтобы максимально проявить демонстративное поведение, поэтому следует переключить внимание детей, оставив агрессора без зрительской поддержки. А потенциальной жертве в коллективе стремиться поднимать авторитет среди сверстников, демонстрировать его сильные стороны, свое уважительное отношение к нему, поднимать его самооценку. Кроме того, можно поговорить с родителями обоих детей. Обсуждать эту проблему надо только в отсутствие малыша! В первую очередь, работать с родителями виновника. Основное урегулирование ситуации в этом возрасте происходит всё-таки между взрослыми людьми. Родители и воспитатель могут показывать детям, что необходимо вступаться, если обижают кого-то рядом, не позволять себе и никому другому шутить (а уж тем более издеваться) над слабыми, особенными, животными, стариками. Важно, чтобы воспитатель пресекал фразы «Мы с тобой не играем», «Я с тобой не дружу», не поощрял ябедничество. Немаловажную роль играют занятию по нравственному воспитанию детей. Чтобы снять у детей напряжение и негативное отношение друг к другу, можно поиграть в игру Обзывалки» — «обзываем» друг друга по кругу, например, овощами: «Ты, Маша, редиска!», «А ты, Петя, капустка!» Дети хохочут, негативная энергия переводится в позитивное русло. Потом можно говорить друг другу комплименты: «Ты, Оля, роза!» и т.д. Эта игра помогает снять вербальную детскую агрессию, выплеснуть гнев в приемлемой форме. Главное, не отмахиваться от жалоб ребёнка, даже кажущихся сущей безделицей. Проигнорировав её один раз, можно упустить момент, когда можно еще в зародыше заглушить всяческие проявления буллинга и не дать кому-то превратиться в агрессора, а кому-то стать жертвой. Стоить помнить, что нельзя закрывать глаза даже на малейшее проявление травли, ведь разобраться с ситуацией можно только, если вовремя обратить на нее внимание. И в наших руках, родителей, педагогов, помочь малышам справиться с этими проблемами и победить детскую травлю. | |
Просмотров: 295 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |