Главная » Файлы » Мои файлы |
07.12.2016, 22:41 | |
Актуальность нашей работы заключается в том, что в связи с введением ФГОС дошкольного образования перед дошкольным учреждением стоит цель всесторонне умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка – дошкольника. Роль математической подготовки возрастает, так как наука и техника не стоит на месте, происходит всеобщая компьютеризация. Современное содержание математического образования направленно главным образом на интеллектуальное развитие, формирование самостоятельности мышления. Данный аспект является главным в развитии личности ребенка, так как мышление влияет на воспитанность человека. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе. К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени. Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется в основном под влиянием целенаправленного обучения в непосредственной образовательной деятельности по математике. Параллельно с этой работой проводится работа с детьми в повседневной жизни и в других видах непосредственно образовательной деятельности. В дошкольном возрасте происходит знакомство с основными эталонами формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), величины (длинный - короткий, высокий - низкий, толстый - тонкий и др.), цвета (основные цвета спектра, белый, черный) в процессе практической и игровой деятельности. Использование при этом сенсорных пособий - пирамидок-вкладышей, «Почтового ящика», «Доски Сегена», «Логического куба» и других значительно повышает эффективность всей работы. Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения являются основным средством сенсорного воспитания. Важная роль по ознакомлению с формами и величинами должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей. Одним из важных условий сенсорного развития детей младшей группы является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей. Таким образом, на основании вышеизложенного материала можно сделать следующий вывод, что именно в игровой форме, результативнее и легче происходит знакомство с общественно - установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета, величины. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению в непосредственно образовательной деятельности, ведь игра – это особый вид деятельности дошкольника, она всегда носит творческий характер. Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Дидактические игры выполняют обучающую функцию успешнее, если они применяются в системе, предполагающей вариативность, постепенное усложнение и по содержанию, и по структуре, связь с другими методами и формами работы по формированию элементарных математических представлений. Дидактические игры могут применяться в качестве одного из методов проведения непосредственной образовательной деятельности, индивидуальной работы, быть формой организации самостоятельной познавательной деятельности детей. Игра как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование отдельных элементов разных видов игр (сюжетно-ролевой, игры-драматизации, подвижной и т. д.), игровых приёмов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д.), органическое сочетание игрового и дидактического начала в виде руководящей, обучающей роли взрослого и возрастающей познавательной активности и самостоятельности ребёнка. Большую пользу приносят упражнения в группировке фигур по форме и другим свойствам, в раскладывании фигур в порядке возрастания и убывания размера. В своей работе широко используем игровые упражнения и дидактические игры «Чего не стало?» или «Что изменилось?», игра «Чудесный мешочек» проводится в разных вариантах. Дети узнают фигуры, находят их на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу или, напротив, зрительно находят фигуры по осязательно воспринимаемому образцу, а также игры «Найди свой домик», «Самолеты» (домиками, аэродромами в этих играх служат выложенные из шнуров квадраты, треугольники и др.) Для индивидуальных упражнений используются игры «Найди пару», «Подбери фигуры к карточке» и др. Дети соотносят цветное и контурное изображение фигур, подбирают соответствующие формы. Для закрепления знаний по разделу величина и форма предметов эффективно проводить следующие игры: «Разбери и собери» (сравнения предметов по величине, дети либо прикладывают их друг к другу, либо накладывают один на другой), «Игра в поручения» (формирование четкого восприятия качеств величины),«Отгадай, что в мешочке» (осязательное обследование форм предмета), «Закрой окошко» ( геометрические фигуры),«Чей коврик лучше?» (восприятие формы плоскостных фигур) Таким образом, используя игры и игровые упражнения в работе, можно с уверенностью сказать, что игра - это ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие. При использовании игр и игровых упражнений дети быстрее усваивают данный материал, малышам очень интересно, если мы с ними вместе учимся чему-нибудь новому, в данной ситуации и усвоению представлений о величине и форме предметов. В игре привлекает не ее обучающий характер, а возможность проявить себя, выполнить игровое действие, добиться результата. В процессе проведения работы с детьми младшего возраста следует необходимо более тщательно отбирать игры и игровые упражнения в соответствии с возрастными особенностями детей. Работу проводить поэтапно, учитывая особенности восприятия детьми 3-го года жизни формы и величины предметов. Игровые упражнения, игры следует использовать как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной деятельности ребенка. Важной задачей работы воспитателя является обучение умению правильно определять величину предметов, определять форму предметов - это необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника. Подводя итоги можно сказать, что умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами - основной вид деятельности малышей третьего года жизни. Уже в раннем детстве ребятишки приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форме, величине, цвету) и правильно с ними действовать. Знакомясь со свойствами предметов и их наименованиями, дети рано приходят к первым общим представлениям. Оказывается «большими» могут быть разные по внешнему виду предметы: и шарики и, и кубики, и коробочки. Одного и того же цвета могут быть разные вещи. Постепенно у ребят складываются представления о форме, величине. В действиях с предметами развивается сообразительность. Умение выбрать кубики, шарики, втулочки определенного цвета приучает малышей к первичному подбору предметов по какому-то одному признаку, а затем и по двум-трем признакам одновременно. Продуманная, хорошо организованная работа педагога с детьми позволяет им проявить творческие способности, как в непосредственной образовательной, так и в свободной деятельности. | |
Просмотров: 301 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |