Главная » Файлы » Мои файлы |
03.12.2018, 18:44 | |
«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка….». Эти слова выдающегося советского педагога В.А. Сухомлинского подчеркивают величайшее значение книги в эмоциональном, нравственно- эстетическом, умственном воспитании детей. Детство – пора, когда все впечатления особенно ярки и значительны. Прочитанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь. Художественная литература для детей является не только источником радости ,но и источником всестороннего воспитания. Книга развивает мечту, творческую фантазию, эмоционально – познавательную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству, вводит в мир образов, отражающих жизнь, обогощает знаниями, расширяет жизненный опыт детей, выводя его за грани личных наблюдений, представление о мире, о родном языке, его красоте, выразительности, многообразии. Книга учит быть гражданином, давая в образной, эмоциональной форме первые уроки патриотизма, развивает смысловое восприятие, эстетические представления и чувства. Но любовь к художественной литературе , умение использовать в жизни полученные из неё знания не приходят к ребенку сами по себе. Здесь необходима активная помощь взрослого. Начиная работу по умственному воспитанию детей в процессе их ознакомления с произведениями художественной литературы, прежде всего надо выяснить, как дети относятся к книге, могут ли правильно отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, анализировать поведение героев. Уже в раннем детстве ребенок охотно слушает чтение взрослых, легко запоминает короткие стихи и сказки. К пяти годам дети приобретают навык сосредоточенного, внимательного слушания литературных произведений, умение мотивированно высказывать свое отношение к содержанию , персонажам. У ребенка развивается поэтический слух, т.е.способность замечать изобразительно – выразительные средства в рассказах, стихотворениях, умение объяснять их необходимость в данном жанре. Появляются устойчивые предпочтения жанру литературных произведений, конкретному виду художественно- речевой деятельности. Развиваются художественно – творческие способности. Одни дети любят книги, знают много сказок, стихов, могут рассказать их товарищам; другие равнодушны к книгам, не помнят названия прочитанного произведения. Детская художественная литература, так же как и литература для взрослых, - искусство слова. Для того, чтобы книга могла стать средством познания действительности, воздействовать на чувства ребенка, она должна соответствовать возрастным особенностям детей, их интересам, познавательным возможностям, должна быть художественной по содержанию и форме, т.е. представлять единство познавательного и художественного элемента. Книга заинтересует ребенка, обогатит его, если содержание её раскрывается не в абстрактной, умозрительной манере, а в ярких, зримых образах; события, характеры действия героев изображаются динамично. Только то произведение , в котором педагогические задачи ставятся не дидактично, а воздействуют на воображение ребенка живыми образами, художественным словом , открывают ему мир и учат жить в этом мире. Занимательность – одно из основных требований, предъявляемых к детской книге. Выяснив отношение дошкольников к книге, круг их чтения, умение быть сосредоточенным в процессе слушания произведения, умение понять суть отношений героев и давать им оценку, можно наметить для себя следующие задачи: -формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - развитие литературной речи; -приобщение к словесному искусству - в процессе слушания произведения использовать такие методы приемы, которые бы стимулировали детский интерес и внимание;. - добиваться чтобы ребята научились вдумываться в содержание произведения, осмысливать происходящие события, самостоятельно делать сравнения и выводы; - обеспечить соответствующие условия для работы детей с книгой. Какие же методы и приемы, педагогические ситуации можно применять с целью реализации богатейших воспитательных возможностей художественной литературы? – Чтение произведения педагогом, прослушивание записей исполнителей литературного текста самими детьми; - беседа после чтения; - чтение с продолжением; - беседы о книгах; - обобщающие беседы; - литературные развлечения, праздники и театральные представления; - тематические выставки; - метод проектов; - ознакомление с писателями, поэтами, и художниками иллюстраторами детских книг; - чтение (рассказывание) взрослого; - рассказывание по иллюстрациям; - игры - драматизации, игры инсценировки. Содержание и формы работы с детьми.
Ребенка необходимо подготовить к восприятию произведения . В этом отношении очень полезны предваряющие беседы. Они дают возможность обратиться к личному опыту малыша, вызвать в его памяти соответствующие ассоциации впечатлений, наблюдений. В беседе, которую иногда можно провести во время прогулки, можно рассказать о фактах, событиях, положенных в основу сюжета произведения. Например: перед чтением рассказа Ушинского «Утренние лучи» хорошо понаблюдать за солнечными лучами на прогулке. Готовя ребенка к восприятию, мы побуждаем его к сопереживанию нравственно- эстетических чувств, вызываемых данным произведением. Ребенок охотно слушает чтение взрослых, легко запоминает стихи, сочувствует одним героям, и по – детски осуждает других. Чтобы привлечь внимание детей к книге, вызвать желание познакомиться с ней, очень важно продумать оформление и содержание книжного уголка, использовать в своей работе самые разнообразные жанры детской литературы, и прежде всего сказку. Это не случайно. Яркий, образный, поэтический язык, интересный понятный сюжет делают сказку наиболее доступной для дошкольников. «Во всякой сказке есть элемент действительности….» . Именно эта особенность таит в себе богатейшие воспитательные возможности. Сказка дает ребенку нравственный урок сострадания, сочувствия, самоотверженности, любви ко всему живому. Отождествляя себя с героями сказок, ребенок вбирает в себя идеи гуманизма, героики. Сказки воспитывают любовь к Родине, знакомят детей с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. В сказке виден «быт народа». Они раскрывают народное восприятие действительности во всем эмоциональном многообразии. Для сказки характерны подчеркнуто определенные, резкие, густые цвета: «темная ночь», «белый свет», «красное солнышко», «белые лебеди», «синее море». В них нет полутонов, ньюансов, недоступных детскому детскому пониманию. Вещи в сказках имеют запах, отчетливые формы, яркий цвет. Детей захватывает напряжённость сюжета, неожиданности, опасности, превращения, борьба добра и зла, которая, приобретая разные формы, проходит через сказку. Высоко оценивая воспитательную роль сказок, К.Д.Ушинский называл их «первыми блестящими попытками русской народной педагогики». Издавна известна развивающая роль загадок, потешек, пословиц и поговорок. В образной поэтической форме они отражают различные явления природы и окружающей действительности, помогая ребенку по – иному взглянуть на самые обыкновенные предметы, побуждают к размышлениям, к образности мира: «Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички» (ромашка); «Весь из золота отлит, на соломинке стоит» (колосок). Образы поражают ребенка своей необычностью. Сходства и различия между предметами, на которых основаны загадки, заставляют думать об особенностях реального мира. Не следует стремиться к тому , чтобы дети запомнили как можно больше загадок и быстро отгадывали их, важно, чтобы, отгадывая , ребенок учился мыслить, сопоставлять, соотносить. Народные пословицы, содержащие мораль, выношенную поколениями, метко определяющие жизненные события, всегда дающие им эмоциональную оценку, приобщают ребенка к человеческой мудрости. Изобразительные средства загадок – метафоры, олицетворения отличаются конкретностью ,наглядностью: «Спал глазок и вдруг проснулся – больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел».(Бабочка) Фольклорные произведения формируют эмоциональную среду ребенка, развивают образное мышление , творческое воображение, обогащают его речь. Один из распространенных жанров художественной литературы- рассказы: они разнообразны по содержанию и форме. Это могут быть короткие повествования в несколько фраз, рассказы , созданные на основе пословиц – типа рассказов Л.толстого из книги «Новая азбука», или рассказы, излагающие правдивые истории о человеке, его трудовой деятельности. Большой познавательный материал о природе , о труде, о о жизни дает книга рассказов «Что я видел» Б.Житкова, которая является своеобразной энциклопедией для малышей. Тайны природы раскрываются в рассказах В. Бианки («Ленные домишки», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?»), М.Пришвина («Золотой луг», «Разговор деревьев»), Е. Чарушина («Волчишко», «Ёж», «Медвежонок»), Г. Скребицкого( «Четыре художника»), И.Соколова – Микитова («От весны до весны»).Ценность рассказов о природе в том, что, обогащая детей знаниями, они эмоционально воздействуют на них. Мир природы показан в названиях рассказов в забавных, интересных сюжетах, вызывающих добрые чувства, ласковые улыбки, смех. Рассказы М. Пришвина открывают детям природу как мир тончайшей и светлой поэзии. Природа наполнена у него настроением, раздумьями человека. Это бесконечная радость постоянных открытий. Рассказы написаны просто , поэтично. Большое значение в эстетическом воспитании имеет ознакомление дошкольников с поэтическими произведениями. Ребенок , воспринимая стихи, чувствует их ритмичность, замечает рифму, своеобразие построения строф. Поэтические произведения не только обогащают знаниями детей, но и воспитывают, как справедливо отмечал К. Ушинский, «чутьё к звуковым красотам русского языка». «Читайте детям стихи, - говорил В.Г.Белинский, - пусть ухо их приучает к гармонии русского слова, сердце преисполняется чувством изящного. Пусть поэзия действует на них, как музыка. Можно справедливо отметить своеобразие восприятия поэзии. Она первоначально воспринимается сердцем и уже потом передается голове. Поэтические образы помогают детям видеть прекрасное в действительности, находить в ней поэтическое начало. Обучая ребенка чтению наизусть стихотворения нужно помочь ему найти разнообразные средства речевой выразительности, передающие характер поэтических образов. Например: «Встреча зимы» И.Никитина читаем весело, звонко, оно передает радостное настроение, «Береза» С.Есенина – негромко, задушевно ,мягко, интонационно подчеркивая любование, «Цветные огоньки» Я.Акима – легко, бодро, подчеркивая ритмичность. Основная цель чтения и разучивания стихотворений – развитие образного художественного восприятия, осмысленного запоминания. Дошкольник приобретает знания , познает окружающий мир через чувства. С помощью специальных заданий , можно закрепить умение определять характер произведения по его тотальности. Каждое произведение выражает какое то чувство: веселое, тревожное, грустное. Эмоциональное восприятие у него предваряет интеллектуальное. Этим объясняется яркая эмоциональная реакция малышей на прослушанную сказку, рассказ или стихотворение. Ребенок бурно радуется удаче или печалится неудаче любимого героя, замечает тончайшие переходы в эмоциональных переживаниях героев и в смене изображаемых картин. Мысли, чувства, переданные автором, малыши постигают через внешние действия. Они как бы превращают в реальность образы, возникающие в его воображении под влиянием прочитанного. В связи этим проявляется такая особенность восприятия художественных произведений, как стремление реализовать свою внутреннюю активность в рассказах, в рисовании, в драматизации. Важно, чтобы ребенок испытывал радость от встречи с книгой, чтобы у него появилось желание слушать её, думать о ней, пересказывать, читать наизусть, чтобы общение с книгой стало, тогда она будет потребностью способствовать умственному, нравственно- эстетическому восприятию.
| |
Просмотров: 300 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |