Главная » Файлы » Мои файлы |
30.10.2019, 14:11 | |
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ Формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. Представления, понятия, поступки, соответствующие нормы поведения в нашем обществе. Руководя деятельностью детей, мы стараемся, сформировать у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, инициативу самостоятельной деятельности. Мы стараемся решать такие нравственные задачи, как воспитания культуры поведения, начала гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т.п.); воспитания коллективизма, формирования коллективистических взаимоотношений детей; воспитание любви к Родине. Для решения этих задач используем художественную литературу. Литература является активным средством в нравственном воспитании. Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляется достоинство или недостатки литературных героев, раскрываются лучшие черты и качества человека, осуждаются отрицательные поступки и явления, - все это находит живой отклик у детей, способствуя формированию нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примером и воздерживаться от отрицательных поступков. Поэтому при подборе литературных произведений необходимо, прежде всего, видеть, какую позитивную концепцию выдвигает автор. Идеальная направленность детской книги должна отвечать задачами нравственного воспитания. Книга призвана, в конкретных образах раскрывать, перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и др. Лучшие литературные произведения, созданные для детей, формирует у ребенка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается. Нравственное воспитание осуществляем во всех видах деятельности: в бытовой, в трудовой, в игровой и на занятиях. Нравственное воспитание неотрывно связано с любовью к Родине. Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой он живет, где находится детский сад. Любовь к природе - одно из проявлений любви к Родине. Поэтому стараемся дать, как можно больше разнообразных знаний о природе нашей страны. Чтение поэтических произведений о природе является ценнейшим средством воспитания любви к родной природе. Рассказывая о природе нашей Родине используем отрывки из поэтической книге Н, Сладкова « Разноцветная земля», « О природе для больших и маленьких» Ю. Дмитриева « Страна, где мы живем» С .Баруздина. Рассказы М. Пришвина, В. Бианки, Б. Житкова раскрывают перед детьми красоту и неповторимость родной природы, знакомим с жизнью народов нашей Родины, воспитывают любовь к ней. Знакомя детей с родной страной, рассказываем о людях, создавших своим трудом все, что делают её прекрасной и сильной. Об их стремлении сделать Родину еще краше, а жизнь всех людей радостней и счастливей .Отмечаем, какие изменения происходят вокруг: строятся новые жилые дома, школы, магазины, улучшается транспорт, появляются новые парки отдыха. Обращаем внимание детей на сложенный ,коллективный характер труда. В воспитании у дошкольников любви и уважения к труду и трудящихся помогают книги: « Кем быть?» В.Маяковского, « Чем пахнет ремесло» Дж. Родари, « Почта» С. Маршак и другие. Составной частью нравственного воспитания является патриотическое, решается оно посредством знакомства детей с теми, кто стоит на страже Родины, обеспечивает мирные условия жизни. Поэтому даем детям доступные им сведения о Российской Армии и на этой основе воспитываем чувство гордости за неё и стремление быть похожими на наших воинов – расти смелыми, здоровыми, ловкими, дружными и организованными. Это достигаем беседами, чтением рассказов и стихотворений: « Мы – военные» С. Маршака , « Твои защитники » и « Про нашу пехоту » Л. Кассиль и другие. Немаловажную роль в нравственном воспитании играют этические беседы на основе художественных произведений морального содержания («Косточка» Л. Толстого; «Плохое», «Просто старушка» В. Осеевой, «Трудный вечер» Н. Артюховой; «Нехорошая история» Е. Серовой) Или на подборе ситуаций, побуждающих детей высказаться. Раскрыть свои этические представления : «Девочка потеряла варежку». «Что бы ты сделал?» Подобные ситуации ставят детей перед необходимостью выбрать правильный путь. Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников и чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности, пренебрежения. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания, способ познания окружающего. В игре – драматизации дети используют полюбившиеся народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и другие. В играх – драматизации используются и стихотворения с диалогами. Благодаря которым, создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям. Сюжетно – ролевые и строительные игры по своей специфике благоприятны для воспитания нравственных качеств ребенка. Создавая простые постройки, мы учим детей развертывать вокруг них интересные игры, так, например, сюжет повести из С. Маршака «Ледяной остров», которую воспитатель читает детям прежде на занятиях, дает основание к игре. В этой игре проявляется сочувствие, сопереживание, стремление помочь больному, объединить усилия для достижения цели. Проводя работу с родителями по нравственному воспитанию детей, выступаем перед ними с консультациями на групповых собраниях: «Воспитание у детей культурно –гигиенических навыков», «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста», «Нравственное воспитание детей старшего возраста в сюжетно – ролевой игре», выпускаем журнал для родителей с рекомендациями. Произведения русского фольклора, начиная с колыбельных песенок, потешек , и кончая сказками, пословицами, дают детям урок на всю жизнь. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образы русского, литературного языка. | |
Просмотров: 209 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |