Главная » Файлы » Мои файлы |
12.08.2022, 17:16 | |
Потребность и способность дошкольников объяснить мир не раз исследовались психологами. Важно подчеркнуть, что познавательная потребность ребенка возникает. Удовлетворяется и развивается в речевом общении со взрослым. Только слово, высказывание, рассказ взрослого помогают дошкольнику по-новому взглянуть на окружающие вещи, узнать о том, чего он не может видеть, связать воедино то, что совсем не связано в его повседневной жизни и сформулировать свои собственные вопросы. Первые вопросы и умозаключения дошкольников – важный показатель того, что речь ребенка перестала быть связанной только с практическими, деловыми потребностями – дать, помочь, принести и пр. Взрослый становиться для ребенка не только источником тепла, ласки, помощи в его конкретных практических нуждах, но и источником новой информации. Нет нужды доказывать, что ответы взрослого дают ребенку новые знания о природе, обществе, моральных нормах и пр. только взрослые могут объяснить, почему идет дождь, рассказать, какие бывают машины, чем питаются разные звери и т.д. Такие знания обогащают представление ребенка об окружающей его действительности. Отвечая на вопросы ребенка, взрослый обогащает представление ребенка о мире, который он не может взять в руки, потрогать, рассмотреть, но в котором начинает жить. Разговаривая с ребенком, взрослый не только отвечает на поставленные вопросы, но и вызывает появление новых. Ведь вопросы могут возникнуть только тогда, когда уже что-то известно. Поэтому речевое познавательное общение с ребенком не только дает ему новые знания, но и развивает любознательность ребенка, его стремление понять и объяснить все вокруг. Между тем задавая взрослому познавательные вопросы, ребенок стремится не только к знаниям об окружающем мире. В ходе такого взаимодействия не менее важным является удовлетворение потребности в уважении взрослого. Потребность в уважении не сводится к простому уходу и заботе – эта потребность является важным свидетельством развивающегося у малыша общения с окружающими и поэтому нуждается в особых способах удовлетворения. Потребность в уважении проявляется в том, что дети сильно обижаются если взрослый считает их размышление глупыми, если он ругает их за надоедливость, излишнюю болтливость, если папе и маме некогда отвечать на его бесконечные «почему». И наоборот всякая похвала взрослого, положительная оценка его действий или высказываний вызывает радость, уверенность в себе. Итак, отвечать на вопросы дошкольников важно, потому что: -ответы на вопросы ребенка обогащают его представление о мире, дают новые знания; - ответы взрослого развивают ум и любознательность ребенка; - отвечая на вопросы дошкольника, взрослый удовлетворяет его потребность в уважении. Однако ответы взрослого не просто отпечатываются в сознании ребенка, а подвергаются определенной обработке. Малыши выделяют в сообщениях взрослых, только то что отвечает их интересам, уровню их понимания, и по-своему преломляют эти сообщения. | |
Просмотров: 70 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |