Главная » Файлы » Мои файлы |
06.09.2023, 15:00 | |
Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга” И.П.Павлов Одной из причин не сформированной должным образом речи является плохо развитая мелкая моторика рук. Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения. Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка. Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых – помочь развить мелкую моторику рук. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причём не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции. В Японии малышам начинают делать гимнастику для пальчиков в 2-3 месяца. И у нас есть русские народные игры типа “Сорока”, “Братья”, “Ладушки” и другие, в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества. Это ведь тоже гимнастика для рук. Видимо ещё в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. Как тут не вспомнить поговорку: “Всё новое – это хорошо забытое старое”. Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т.д. Учёными доказано: “Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли” (В.А. Сухомлинский). Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребёнка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков), одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребёнка Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Регулярные занятия в системе будут способствовать поддержанию хорошего тонуса. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трёх до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, чёткими. Необходимо помнить три важных правила. Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно; второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук); третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, нужно делать её каждый день в течении 5 минут. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект. Гимнастика для пальцев рук делиться на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка. Пассивная гимнастика для развития мелкой моторики. Массаж кистей рук Массаж не должен вызывать у ребёнка неприятных ощущений. Целесообразно использовать следующие приёмы массажа: поглаживание, лёгкое растирание и вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. При поглаживании кисть без напряжения с выпрямленными и сомкнутыми пальцами и, находящимися в одной плоскости, производит движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). С поглаживания начинают и поглаживанием заканчивают. Поглаживание проводят медленно, плавно. Растирание выполняется концевыми фалангами нескольких пальцев. При выполнении приёма растирания применяется большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает еѐ. Растирание должно быть лёгким. Вибрация заключается в нанесении следующих один за другим ударов кончиками полусогнутых пальцев. Массаж лучше выполнять одной рукой. Другой рукой фиксируют массируемую конечность. Продолжительность массажа – 3-5 минут. Проводить массаж можно ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через 10-30 дней. Во время массажа можно слушать приятную, лучше классическую музыку. Активная гимнастика для развития мелкой моторики. Игры с предметами: сборные матрёшки; пирамидки; обведи по контуру (карточки с изображением предметов из бархатной бумаги, крупы, меха, наждачной бумаги, семечек и т.д.); чашки-ложки (пересыпание маленькой ложкой крупы из одной чашки в другую); лепим из пластилина (буквы, цифры и т.д.); мозаика; бусы; шнуровки; разноцветные прищепки; забавные картинки ( на лист картона наносится ровный слой пластилина, затем из крупы выкладываются различные предметы); узоры из счётных палочек или спичек; графические упражнения. Упражнения без речевого сопровождения.
Зайчик. Указательный и средний пальцы выпрямлены. Остальные сжаты в кулак. Человечек. Указательный и средний палец руки “бегают” по столу. Ёжик. Руки сцепить в замок. Пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить. И другие. Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечек одного пальца).
Грибы Вылезли на кочке мизинец Мелкие грибочки: безымянный Грузди и горькушки, средний правая рука Рыжики, волнушки. Указательный Даже маленький пенёк большой Удивленья скрыть не мог. Большой Выросли опята указательный Скользкие маслята, средний левая рука Бледные поганки безымянный Встали на полянке. Мизинец Овощи Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев (на каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца). Вырос у нас чесночок, указательный Перец, томат, кабачок, средний правая рука Тыква, капуста, картошка, безымянный Лук и немножко горошка. Мизинец Овощи мы собирали, мизинец Ими друзей угощали, безымянный левая рука Квасили, ели, солили, средний С дачи домой увозили. указательный Прощай же на год, большой палец левой руки Наш друг – огород! большой палец правой руки Домашние животные Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1-го двустишия – смена рук. 2 3 4 5 Кусается сильно котёнок-глупыш, 5 4 3 2 Он думает: это не палец, а мышь (смена рук). 2 3 4 5 Но я же играю с тобою, малыш, 5 4 3 2 А будешь кусаться – скажу тебе: “Кыш!” Игра "Пальчики в лесу": "Раз, два, три, четыре, пять (ребёнок держит перед собой левую руку ладонью к себе.) Вышли пальчики гулять. Этот пальчик гриб нашёл, (загибает мизинец.) Этот пальчик чистить стал, (загибает безымянный палец.) Этот резал, (загибает средний палец.) Этот ел, (загибает указательный палец.) Ну, а этот лишь глядел!" (загибает большой палец и щекочет ладошку.) 1.Выполнение того же упр., но с правой рукой. 2.Одновременное выполнение упр. двумя ручками. Игра-потешка “Ну-ка, братцы, за работу” Ну-ка, братцы, за работу! Покажи свою охоту. Большому - дрова нарубить. Печи все - тебе топить. А тебе - воду носить, А тебе - обед варить, А малышке песни петь, Песни петь да плясать, Родных братьев забавлять. Ребёнок обращается к правой руке, согнутой в кулак, поочерёдно разгибает все пальцы. Дождик и солнце. Слушай гром, слушай гром (руки приставить к ушам) Но не бойся, но не бойся (пальчиком показать) На лицо, на лицо. Каплет дождик, каплет дождик (пальцами постукать по лицу и голове) Вот и солнце, вот и солнце (растопырить пальцы, руки ладонями вперёд) Светит так, светит так! Будет сухо, будет сухо (трясти, кистями рук как бы стряхиваем воду) Славно как! славно как! (хлопаем в ладоши) Козочка. Шёл старик дорогою идти пальчиками по стол Нашёл козу безрогую. показать пальчиками рога Давай, коза, попрыгаем, постучать пальчиками по столу - Ножками подрыгаем. А коза бодается, снова показать рога А старик ругается. погрозить пальчиком. Желаем успехов! | |
Просмотров: 44 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |