Главная » Файлы » Мои файлы |
13.11.2017, 19:42 | |
У ребенка, как и у взрослого, по мере развития его личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности. Желая как можно быстрее воспитать в ребенке эти особенности, взрослые дают ему инструкции, советы, ограждают массой запретов, лишают богатства выбора. Тем самым они убивают активность и самостоятельность ребенка, вызывают у него агрессию и чувство неполноценности, хотя способы поведения, которые демонстрируют сами взрослые ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда неадекватны, часто ограничены собственным опытом и недостатками. Другой путь способствования росту произвольности психической саморегуляции основан на гимнастике психики ребенка. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. В процессе выполнения психогимнастических упражнений дети не просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся нелегкому делу - умению управлять собой и своими эмоциями. Участие детей в упражнениях должно быть добровольным. Можно пытаться увлечь их, заинтересовать, но ни в коем случае не заставлять. Попробуйте в домашних условиях, например, изобразить с ребенком ласковую кошечку, игривого жеребенка; довольную, полакомившуюся капустой козочку; бодливую корову; грозного быка; поросенка, валяющегося в грязи; верблюда, идущего по пустыне. Попросите ребенка передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки. Попросите ребенка нахмуриться как: осенняя тучка; рассерженный человек; злой человек. Попросите ребенка улыбнуться, как: кот на солнце; само солнце; как Буратино; как хитрая лиса; как довольный ребенок. Попросите ребенка показать как злится: ребенок, у которого отняли конфету; человек, которого ударили. Попросите ребенка показать как испугался: ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок, на которого лает собака. Попросите ребенка показать, как устал: папа после работы; человек, поднявший тяжелый груз; муравей, притащивший большую муху. Попросите ребенка показать, как выглядит ребенок, который много потрудился, но помог маме; уставший воин после победы. Обыгрывайте различные ситуации. Например, «Кошка и мышка». Попросите ребенка изобразить мышонка, попавшего в лапы кошки, и довольную кошку. Показать хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку. Друга ситуация: «Медведь в берлоге». Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу. И т.п. Психогимнастика учит ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Наиболее продуктивно использование психогимнастики в работе с тревожными детьми, испытывающими беспокойство, напряженность, недоверчивость к окружающим, неуверенность в себе. Психогимнастические упражнения также оказывают благоприятное воздействие на детей с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и с любым ребенком в качестве психофизической разрядки и профилактики. Основной эффект регулярного выполнения психогимнастических упражнений - стимулирование психической и физической деятельности ребенка, содействие эмоциональному равновесию - важных критериев психологического здоровья ребёнка-дошкольника | |
Просмотров: 277 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |