Главная » Файлы » Мои файлы |
20.04.2020, 17:43 | |
Воображение - это психический процесс создания образов, предметов, ситуаций, обстоятельств, путем проведения имеющихся у человека знаний в новое (по А.В. Петровскому). Благодаря воображению человек творит, планирует свою деятельность и управляет ею. Ребенку оно дает возможность представить себя во время игры летчиком, моряком, артистом; уже трехлетний ребенок садится на перевернутый стул и говорит, что сейчас он шофер и управляет машиной. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без практических действий. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится более активным, приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ее опережать. Вместе с тем, оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении всевозможных задач. Воображение опирается на опыт, знания. Вывод, который мы можем сделать отсюда, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения, что в свою очередь будет помогать ребенку правильно и неординарно решать задачи, поставленные перед ним школой. Примеры интересных игр на развитие воображения: «Волшебные кляксы». До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов. «Волшебные превращения фигурок». Необходимо раздать каждому играющему карандаши и наборы листочков с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями, но, конечно, у каждого играющего должны быть одинаковые наборы фигурок). Все играющие должны за 5–10 минут пририсовать к фигуркам все, что угодно, так, чтобы получились предметные изображения. Выигрывает автор самых оригинальных рисунков, то есть таких, которые не встретились у других играющих. «Волшебные превращения веревочки». Для игры понадобится средняя по толщине, достаточно мягкая веревочка. Это может быть шнурок от обуви, отделочная тесьма. Главное, чтобы веревочка могла принимать нужную форму. Техника работы заключается в выкладывании узоров. Для образца можно выбрать любой рисунок. Сначала это могут быть просто волны, узоры из петелек. Позже можно брать более сложные рисунки, а затем дать волю фантазии и придумать свои узоры и фигурки. «Волшебные очки». Инструкция детям: «Представьте, что вы надели круглые очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые (квадратные, треугольные, овальные и др.) вещи. Осмотритесь и назовите все круглые (квадратные, треугольные, овальные и др.) предметы в этой комнате. Теперь закройте глаза и представьте, что в этих очках вы вышли на улицу. Назовите 5 предметов круглой (квадратной, треугольной, овальной и др.) формы, которые вам встретились. Вспомните, какие круглые предметы есть у вас дома». Можно вместе придумать, на что похожи облака, лужи на асфальте, сломанная ветка, морозные узоры на стекле. А камушки на берегу? Может быть, это живые существа и разные вещи, заколдованные волшебником? На что похож каждый из них? Можно нарисовать вместе картинку и придумать по ней сказку. Пусть ребенок сумеет вообразить не только новые предметы и их сочетания, но и другие характеры, особенности поведения других людей. Что будет делать Буратино в гостях у Винни-Пуха? А в замке Людоеда? А как поведет себя Колобок, встретившись с Котом в сапогах? А теперь представь себе, что к тебе прилетел Карлсон, что вы будете делать? А если ты встретишь Маугли? В ответах на такие вопросы и зарождается проникновение в другую личность, складывается собственная активная позиция по отношению к другим людям, ко всему миру. В обычном, повседневном общении с ребенком давайте ему больше инициативы, ставьте новые, неожиданные задачи. Куда мы пойдем гулять? Во что будем играть сегодня? Кем будешь ты в игре и кем буду я? Что я должна делать и говорить? А ты? Пусть решает сам. | |
Просмотров: 158 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |