Главная » Файлы » Мои файлы |
06.04.2023, 17:19 | |
Аутизм у детей как отдельное нарушение психического развития впервые было выделено доктором Л.Каннером в 1943 году. Он описал особый тип отклоняющегося развития у детей, назвав его синдромом раннего детского аутизма, (синдром Каннера), основными проявлениями которого являются:
Симптоматика аутизма
а) отсутствие реакций на эмоции и обращение других людей и изменение поведения в соответствии с контекстом ситуации; б) неспособность адекватно использовать для социального взаимодействия и контакта: взгляд, мимическое выражение лица, жестикуляцию; в) неспособность к установлению взаимодействия, игры со сверстниками; г) отсутствие эмоциональной и социальной взаимности в общении, общих интересов с другими людьми.
а) отсутствие коммуникативного использования речи без попыток компенсировать этот недостаток использованием тональности и выразительности голоса, жестикуляции и мимики; б) относительная неспособность начинать или поддерживать беседу (при любом уровне речевого развития), недостаточная гибкость речевых выражений, повторяющаяся и стереотипная речь; в) нарушения поведения в ролевых и социально-имитационных играх, низкой синхронности и отсутствия взаимности в общении.
а) стремление устанавливать жесткий раз и навсегда заведенный порядок во многих аспектах повседневной жизни; особая привязанность к определенным предметам, действиям (ритуалам), интересам; б) поглощенность, захваченность стереотипными и ограниченными действиями и интересами; в) моторные стереотипии г) повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими шуму или вибрации). В качестве дополнительных диагностических признаков детского аутизма также указывают определенные неспецифические проблемы: страхи, нарушения сна и приема пищи, вспышки гнева и агрессивность, в том числе и самоагрессия. При детском аутизме отсутствует бред и галлюцинации. Важно установить, имела или имеет ли место аутистическая регрессия (утрата уже сформировавшихся психических функций, навыков). Детский аутизм может сочетаться с нарушениями зрения, слуха. Классификация аутизма В настоящее время детский аутизм рассматривают как группу неспецифических синдромов разного происхождения, получивших определение расстройства аутистического спектра (РАС). Среди них выделяют: 1.Синдром Каннера - классический или типичный синдром детского аутизма, при котором специфические отклонения в развитии должны отмечаться у ребенка в первые три года жизни, качественные нарушения социального взаимодействия, общения и ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения сочетаются с выраженной, хотя неравномерной задержкой психического и речевого и развития: отсутствие речи при возможности говорить или своеобразие речи - эхолалии, штампы, искаженное использование личных местоимений. Нередко отмечается умственная отсталость. Только 25% аутичных детей с этим синдромом достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы. Однако многие аутичные дети обладают хорошим интеллектуальным потенциалом, высокими способностями в какой-то области.
В этих случаях картина аутизма более сглажена и представлена не всеми симптомами, свойственными классическому аутизму. Значительно меньше, по сравнению с аутизмом Каннера, нарушена способность к общению и взаимодействию с окружающими; дети с РАС часто поддерживают зрительный контакт, более эмоциональны с матерью и родными. Как правило, нет асинхронии в развитии различных сфер жизнедеятельности ребенка. Нередко аутистические проявления усиливаются или, наоборот, смягчаются, становясь почти незаметными в связи с динамикой основного заболевания. Распространенность аутизма 20-10 лет назад в разных странах распространенность детского аутизма колебалась от 4 до 26 случаев на 10 000 детского населения. По данным большинства эпидемиологических исследований основные варианты детского аутизма - синдромы Каннера и Аспергера составляют 4-5 случаев на 10 000 детского населения. В последние годы, в связи с широким выявлением сходных с детским аутизмом расстройств аутистического спектра, отмечают значительную распространенность этих расстройств: 30-60 случаев на 10 000 детской популяции. Причины РАС Однозначной причины возникновения аутизма не выявлено. Исследователи разных стран не могут прийти к единой теории о возникновении и механизмах формирования аутизма. Считается, что аутизм обусловлен наличием сразу нескольких расстройств, появившихся в результате влияния многих факторов, затрагивающих все или несколько функциональных систем мозга на ранней стадии развития. Насчитывается более тридцати факторов, провоцирующих развитие аутистического расстройства. Можно выделить три основные группы возможных причин. 1 группа причин связана с наследственностью. Некоторые специалисты считают, что аутизм является наследственной аномалией и передаётся на генном уровне. Отчасти этому есть подтверждение, так как чаще всего аутистические проявления наблюдаются у членов одной семьи. Тем не менее, учёные до сих пор не выявили гены, отвечающие за аутизм. 2 группа причин группирует вокруг себя различные хромосомные (генетические) мутации и врожденные заболевания обмена веществ. Некоторые генетические синдромы и обменные заболевания помимо различных клинических симптомов могут включать в себя и аутистические. К этим заболеваниям относятся: ломкая («фрагильная») Х-хромосома, синдромы Ретта, Мебиуса, а также фенилкетонурия, мукополисахаридоз и некоторые другие. 3 группа причин связана с органическим поражением центральной нервной системы в результате: а) воздействия различных патогенных факторов во время беременности и родов: нейроинфекции и вирусные инфекции, травмы, асфиксия и пр. В этих случаях аутизм рассматривают как резидуально-органическое состояние нервной системы, после перенесенных заболеваний. б) биохимических, нейрохимических и метаболических нарушений. Специальные исследования (исследование цереброспинальной жидкости, анализы крови и мочи) обнаружили, что аутистические симптомы могут возникать вследствие нарушений обмена физиологически активных веществ (серотонина, катехоламинов и дофамина). Имеются исследования, устанавливающие связь между биохимическими сдвигами и аутистическими проявлениями. В других случаях возникновение аутизма связывают с нарушениями обмена веществ, которые могут приводить к избытку опиоидов в крови, в результате либо повышенной проницаемостью кишечной стенки или гематоэнцефалического барьера, либо неполного расщепления некоторых пищевых веществ, в частности, глютена пшеницы, молочного казеина. Эти вещества оказывают токсичное воздействие на определенные структуры мозга, что может приводить к появлению аутистической симптоматики. Рядом исследований отмечается положительный эффект специальной диетотерапии, исключающей из рациона аутичных детей продукты, которые могут вызывать изменение уровня опиоидной активности. в) токсичного воздействия солей тяжелых металлов (ртути, свинца, кадмия) при вакцинации, неблагоприятной экологии, неправильном питании и др. Результаты ряда исследований показали, что причиной, провоцирующей возникновение симптомов аутизма может быть отравление тяжелыми металлами, токсинами, содержащихся в окружающей среде и продуктах питания. Проводились исследования иммунной дисфункции и вакцинации детей как возможной причине возникновения аутизма. Следует отметить, что все вышеуказанные возможные причины аутизма, неспецифичны, т.е. характерны не только для аутистических, но и других нарушений психического развития. Существует не один, а совокупность причинных факторов (наследственных, органических, биохимических, социальных), влияющих на организм ребенка в определенные периоды его развития. При этом решающую роль в возникновении аутизма играют наследственные и органические факторы, а психогенные - лишь роль пусковых, провоцирующих или осложняющих проявления аутизма.
| |
Просмотров: 48 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |