Главная » Файлы » Мои файлы |
30.05.2023, 18:04 | |
«Как научить ребёнка понимать слово «нельзя»?» Перефразируем знакомую всем фразу: «Запретить нельзя разрешить». Куда вы поставите запятую? Правильный ответ: запрет или разрешение мы каждый раз определяем взвешенно и осознанно. Каковы же принципы этого решения? Давайте сформулируем эти «правила спокойного родительства». Скидка на возраст Дети до года не могут адекватно воспринимать указания взрослых, но они различают мимику, жесты и интонации, и отчасти понимают, что не понравилось маме. Уже в этом возрасте нужно устанавливать границы дозволенного: нельзя щипать и дергать за волосы, например, а то некоторые родители стоически терпят боль, потому что считают, что ребенок пока не понимает, что делает, и запрещать ему бессмысленно. От года до трех ребенок активно познает мир, и запреты ему жизненно необходимы. В этот период уже имеется кое-какой негативный опыт. Однако, если вы видите, что ребёнок тянется к стакану с горячим чаем или пытается залезть на неприспособленную для этого поверхность, сразу же бегите его спасать. Не рассчитывайте на силу слова «нельзя». Дети старше трех лет уже имеют четкие понятия о правилах поведения, и прежде чем ругать их за заведомо запрещенные действия, стоит задуматься о причинах. Возможно, ребенок не ощущает достаточного внимания с вашей стороны и таким образом привлекает его. «Правила спокойного родительства» 1. Не используйте запреты слишком часто. Если ребёнок будет слышать их каждые 5 минут по поводу и без, то перестанет воспринимать. По-хорошему безапелляционное «нельзя» должно звучать только в тех ситуациях, когда действия ребёнка несут угрозу жизни или здоровью. В остальных случаях, прежде чем запретить, задайте себе вопрос: «Почему я это запрещаю?”. Если ответ кроется в вашем неудобстве, но при этом ребёнок не делает ничего страшного, не мешайте ему. 2. Произносите «нельзя» серьёзно и спокойно. Эффективность сказанного будет зависеть от интонации. Если вы будете умиляться самостоятельностью своего ребенка, он не воспримет запрет всерьёз. 3. Объясняйте, почему «нельзя». Используйте понятные слова и формулировки. «Не трогай эту игрушку, мы потом не расплатимся» — сложное объяснение. «Эту игрушку трогать нельзя, она чужая и ценная. Ты можешь её повредить». Это ребёнку понять проще. 4. Будьте последовательны. Иногда мы неосознанно путаем ребёнка. Например, сегодня есть можно только на кухне, а завтра: «иди с печеньем в свою комнату и не мешай мне говорить по телефону». Старайтесь избегать таких ситуаций. Если у вас есть строгие правила, лучше проговорить их и с другими людьми, ухаживающими за ребёнком. 5. Предлагайте альтернативу. Будет здорово, если, запретив что-то ребёнку, вы сгладите его огорчение не менее интересным занятием. Нельзя рисовать на обоях? Зато можно на бумаге. Нельзя бить других детей? Можно постучать палкой по дереву. 6. Намного приятнее и эффективнее учить ребёнка не через наказание, а через похвалу. Вместо того, чтобы ругать за непослушание, отмечайте правильные поступки. Ребенку будет приятно, что его хвалят, и он с большей охотой станет выполнять просьбы. Чем старше ребёнок, тем важнее использование этих правил. Подросткам надо и объяснять причины запретов, и предлагать альтернативу, да и в целом много разговаривать. Безынициативный ребёнок В избыточном использовании запретов кроется серьёзная опасность. Если ребёнка постоянно ограничивают и не дают возможности иметь свое мнение, то он к этому привыкнет: станет нормальной ситуация, когда к нему не прислушиваются и не воспринимают всерьёз. Со временем он перестанет пытаться проявить себя, не будет иметь собственных желаний и целей. Ни один родитель не захочет такого сценария жизни для своего ребёнка, поэтому не стоит перегибать палку с запретами.
| |
Просмотров: 39 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |