У детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, посещающие группы компенсирующей направленности речь отсутствует или ситуативно-подражательная. У неговорящих детей оказываются несформированными предпосылки развития речи (ориентировочные действия, интерес к окружающему миру, предметная деятельность). Специфические особенности речевого развития препятствуют усвоению игрового материала ребенком, препятствует общению ребенка, его адаптации в обществе. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Поэтому, важно на начальном этапе коррекционной работы установить эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, вызвать положительный интерес к играм и упражнениям. Важно развивать слуховое внимание через использование звучания музыкальных инструментов, игрушек, или различных по материалу предметов. Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук, общую моторику. В работе с неговорящими детьми необходимо использовать картинки, фотографии, схемы, пиктограммы, игрушки.
Ответственным моментом в работе с безречевыми детьми будет создание потребности подражать слову взрослого. Это может проявляться в любых звуковых комплексах. Нужно создать условия, в которых бы у ребёнка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно, поэтому игра является самым лучшим вариантом совместной деятельности.
Игра «Цапли»
Локоть ребёнка опирается на стол, на расстоянии длины его предплечья рассыпаны мелкие игрушки, крупные бусины или выпуклые пуговицы. Ребёнок опускает руку, не отрывая локтя от стола, захватывает игрушку пальцами, произнося «ЦАП», возвращает руку в исходное положение и переносит игрушку в коробочку, которая расположена левее или правее от захватываемых предметов, опускает руку и выпускает предмет со словом «БАХ».
Игра «Бегемот»
Раздаётся из болота: «ААААА!». Грозный голос бегемота: «ААААА». Он болото стережёт: «ААААА». Грозным голосом поёт: «ААААА!».
Игра «Ёжик»
В слепленного ёжика ребёнок втыкает спички – иголочки со словами «коль – коль – коль».
Игра «Мы кормим зверей».
Во время игр с ребенком очень легко пополняется словарный запас малыша, если говорить очень эмоционально. Например, взрослый предлагает ребенку покормить зверей: «Давай покормим зверей. Они проголодались. Они очень голодные. Кого мы будем кормить? Неси сюда котика, корову и собачку. Посмотри, как они просят кушать. Как котик просит кушать? (пауза) Мяу-мяу! А как коровка просит кушать? Му-у, му-у! Как собачка просит кушать? Ав-ав! А где наш мишка? Зови его скорей. Вот мишка топает: топ-топ-топ. Как мишка ходит? Топ-топ-топ. А теперь ставь стол. Поставил? Давай поставим зверей поближе к столу. Котика сюда, коровку сюда, а собачку куда? Вот сюда. А мишку давай поставим на стул. Пусть сидит за столом».
Игра «Кап-кап-кап»
Для этой игры потребуется набор небольших цветных губок для мытья посуды. Нужно поставить на стол две миски: одну пустую, а другую с водой, рядом разложите губки, чтобы ребенок мог выбрать любую. Взять одну, намочите и выжмите в пустую миску, приговаривая: «кап-кап-кап». Предложите ребенку сделать то же самое с другими губками.
|