Практически во всех культурах семья исполняет роль первичной социализации для ребёнка. Именно в процессе внутри семейного взаимодействия формируются ценностные ориентации личности родителей, являющейся отправной точкой в становлении и развитии ребёнка, его выборе дальнейшего самостоятельного жизненного пути и возможностях социализации. Родительское отношение к детям является первым основным примером и образцом взаимодействий в социуме. В случае негативного, неблагополучного взаимодействия внутри семьи у ребёнка формируются и закрепляются неуспешные модели социально-психологических отношений в социуме. Особенно остро это проявляется в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Рождение ребёнка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Диагноз заболевания не всегда определяет прогноз дальнейшего развития, так как каждое заболевание может проявляться в различных формах, иметь разную степень тяжести. После того как ребёнку поставлен диагноз, перед семьёй встают вопросы: «Что будет дальше? Как себя вести с ребёнком? Сможет ли ребёнок адаптироваться, учиться в школе?» и другие. Проблема воспитания и развития ребёнка с ТМНР чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной, эмоциональной, моральной и психологической дезадаптации всей семьи. Родителям таких детей приходится особым образом организовывать жизнь семьи.
Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии, испытывают трудности семейного взаимодействия и т.д.
Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния родителей в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду.
Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.
Вторая фаза – «неадекватное отношение к нарушению», характеризующая негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребёнка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющее результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребёнка, следствием отсутствия у него положительных изменений.
Четвертая фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием ребёнка, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованиям их рекомендациям.
Рекомендации родителям:
- Получите,пожалуйста, профессиональную консультацию таких специалистов, как: педиатр, невролог, психолог, дефектолог, логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, в зависимости от диагноза ребенка.
- Обращайтесь за психологической помощью, получите индивидуальные, семейные консультации, поучаствуйте в специальных тренингах для родителей и детей с ОВЗ.
- Помните, вы не виноваты, что так случилось. Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить.
- Помните, что все ваши страхи и «темные» мысли ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее, живя в настоящем.
- Если нужно, обращайтесь за помощью к таким же родителям, помогайте друг другу, делитесь переживаниями, поддерживайте друг друга.
- Преодолеть сложный период может помочь психолог, социальный работник или те родители, у которых ребенок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период.
- Общайтесь с родителями, у которых такие же дети, делитесь опытом, вашими успехами в обучении, воспитании, общении, перенимайте чужой опыт. Это поможет вам и детям найти друзей, спутников жизни.
- Тренируйте эффективные способы поведения. Общайтесь с ребёнком. Учите его общаться, просить о помощи, помогать другим. Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками, друзьями, т.к. никакие средства массовой информации не заменят живого общения. Чем раньше ребёнок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет легче адаптироваться в будущем.
- Старайтесь сохранять спокойствие, доброжелательность, дружелюбие в общении с детьми, между собой и с другими людьми. Ребёнку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
- Хвалите детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь.
- Не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
- Позволяйте детям выполнять домашние обязанности и поручения, самостоятельно одеваться, ухаживать за собой, следить за чистотой, развивайте умения и навыки по самообслуживанию и т.д., поскольку это стимулирует развитие и приспособительную активность детей, делает их самостоятельными и менее зависимыми. Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
- Поощряйте самостоятельность и активность ребёнка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно. Будьте для ребенка другом или наставником, а не «запретителем». Помогайте ребенку в сложных ситуациях.
- Научитесь обоснованно, спокойно и терпеливо отказывать детям в случае необходимости, поскольку это позволит ребёнку ориентироваться в социальных условиях среды.
- Излагайте свои мысли чётко, конкретно, последовательно, коротко – для детей с ЗПР это важное условие.
- Интересуйтесь мнением ребёнка, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается. Будьте готовы принять точку зрения ребёнка и согласиться с ним. Это не нанесёт ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребёнке чувство самоуважения.
- Развивайте у детей общий запас знаний, представлений, мышления, интеллекта, интересы не только игровые, но и учебные. Для детей с ЗПР важны повторения новых знаний, умений и навыков для закрепления, а также тренировка их в разных условиях.
- Организуйте для детей дома развивающую среду: специальное отдельное место и оборудование для учебных занятий, игр, отдыха. Позвольте детям самостоятельно следить за порядком и чистотой этих мест.
- Развивайте у детей специальные умения и навыки. Помогайте найти скрытые таланты и возможности ребёнка. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске скрытых возможностей.
- Научите детей техникам концентрации внимания, переключения внимания, расслабления, регуляции эмоционального состояния, отдыха.
- Развивайте интересы ребёнка и свои, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и самовыражения.
- Живите полноценной жизнью, получайте удовольствие от любимых занятий, хобби, участвуйте в интересных событиях, читайте интересную литературу (специальную и художественную). Жертвенность не принесет пользы ни ребёнку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и вашим детям.
- Будьте внимательны к развитию детей, ведите дневник наблюдений за поведением, эмоциональными реакциями, интеллектуальным развитием детей, замечайте все изменения и новообразования у детей. Это позволит вам понять, как ребёнок развивается, что необходимо ещё делать, чему научить, что скорректировать, к каким специалистам обратиться. Это придаст вам уверенности и спокойствия, организует вашу жизнь.
- Заботьтесь о здоровье и прививайте этот навык детям. Занимайтесь спортом (плавайте, катайтесь на велосипеде, лыжах и т.д.), посещайте с детьми кружки и секции, гуляйте, ведите активный образ жизни, следите за питанием.
- Научите детей заботиться о других – это стимулирует развитие.
- Заботьтесь о себе. Следите за своей внешностью, поведением, эмоциональным самочувствием. Ваше самочувствие, здоровье и настроение – основа качества жизни вашей семьи. Видя вас бодрыми, весёлыми, верящими в лучшее, ребёнок станет чаще улыбаться, будет более оптимистичным, научится справляться с трудностями.
- Поддерживайте психологически благоприятный климат в семье, дружеские отношения с близкими, родственниками, друзьями и знакомыми. Доброжелательно, спокойно, терпеливо и уверенно реагируйте на интерес посторонних к вашему ребёнку в присутствии незнакомых людей и вашего ребёнка. Это позволит детям сформировать такой же стиль поведения и отношений.
Своевременное обращение родителей к специалистам и в организации, занимающиеся воспитанием, обучением и лечением детей с ЗПР, а также использование современных методов лечения, коррекции, развития детей с ЗПР делает социализацию и интеграцию этих детей в обществе более быстрой, лёгкой и более комфортной. |