Главная » Файлы » Мои файлы |
17.11.2022, 22:30 | |
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление всех сторон речи – фонетической, грамматической, лексической. Ребенок в дошкольные годы проходит элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно. Приобщается малыш и к филологическим наукам, приобретая умение не только эмоционально воспринимать произведения художественной литературы, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности. Одной из задач воспитания дошкольников является приобщение детей к поэтическому слову, формирования у них эмоционального отношения к действительности. Именно поэтому особое место в методике развития речи занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развития умений воспринимать и воспроизводить стихи. В развитии интеллектуальных способностей ребенка чувства языка важную роль играет чтение вслух. Ребенок с самого раннего возраста способен определять интонацию, хорошо чувствует ритм речи. И тут огромную роль в развитии дошкольника приобретают детские стихи. Поэтическая речь сильно отличается от обычной, она ритмически четко организованна, красочно и фонетически насыщена. Ребенок это чувствует и тянется именно к таким произведениям. Влияние поэтических произведений на развитие речи неоспоримо. Анализируя стихотворение, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь. У ребят формируется умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Поэтическая речь оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление различных средств выразительности ( приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Обогащается словарь дошкольников за счет многозначности слов, формируется грамматический строй речи, развивается фонематический слух. С помощью поэтических образов дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение или радость, нежность, ласку, удивление, предупреждение . Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность речи. Необходимо отметить, что стихи воспитывают особое, бережное, вдумчивое и не прагматическое отношение к литературе. Часто от прозаического произведения люди ожидают конкретную пользу – мораль, совет, вывод. А поэзия , особенно лирическая, этого лишена полностью. Но зато она позволяет насладиться красотой слова и ритма. Исходя из этого, можно сказать, что знакомство с поэзией и заучивание стихов наизусть является наиболее эффективным методом обучения и превосходит другие развивающие занятия. Произведения поэтического жанра являются наиболее подходящим, интересным материалом для упражнений в речи. Я.Корчак писал : « Родной язык не должен быть просто придуманным сводом правил и нравоучений. Это воздух, которым дышит детская душа». Кроме того , хорошая детская поэзия не приспосабливается к ребенку, а приспосабливает его к « взрослым» ощущениям и мыслям Литературные стихи очень полезны в развитии литературной речи ребенка. Важно только , в зависимости от текста, продумывать вопросы речевого поискового характера, например: «Я раскрою над собой Зонт, как небо голубой. Дождь увидит - удивиться, И сейчас же прекратиться» Вопрос: « Какие пары слов произносятся похоже?» С детьми в повседневной жизни используются фольклор, короткие стихотворения с доступным содержанием, загадки. Различные формы фольклора развивают творческие механизмы речи, диалекты, парадоксальность мысли, способность выйти за пределы общепринятого, традиционного, привычного. Стихотворения вырабатывают у ребенка правильное произношение букв и слов, способствуют увеличению словарного запаса, расширению кругозора. Если малыш с ранних лет начинает рассказывать стихи, развиваться он будет намного быстрее. Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания. Данный вопрос должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяет кругозор; рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию; развивается память, формируется культурный уровень. Каждое произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи. Чем больше ребенок учит наизусть, тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения. Что же касается произношения, важно подобрать стишки, скороговорки и другие стихотворные тексты на все звуки алфавита, например: « Алеша Ульяне сигнал подает, Ульяна услышет – Алешу найдет» или «С Б - мучительной бываю, С М – одежду пожираю, С Р – актеру я нужна, С С – для повара важна» и др. Следующей очень важной задачей, стоящей перед нами обогащение словаря детей. У дошкольников пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных проблем – перенести как можно больше слов пассивных в актив. Стихи сотканы из образов и метафор, поэтому перевести словесную информацию в образную форму не очень трудно. Важно формировать у детей способность вслушиваться в произведение , вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у детей будет формироваться своя яркая, красочная , грамматически правильно построенная речь. | |
Просмотров: 70 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |