Главная » Файлы » Мои файлы |
06.04.2023, 17:09 | |
Истина о том, что ребенка необходимо приобщать к миру взрослых, не вызывает сомнения. Это единственный путь помочь малышу стать существом социальным. Взрослый организует жизнь детей, обеспечивает не только уход, но и развитие, формирование личности. Это с одной стороны, с другой как объект восприятия, подражания, он действительно и сам по себе притягателен и интересен ребенку. Каждый человек от природы наделен способностью творить, то есть создавать что-то новое и оригинальное. Творческая деятельность находит отражение не только в музыке, живописи, поэзии, театре, но и во множестве других направлений. Привнести черты творчества можно и нужно в любую работу, какой бы ни занимался человек. Это поможет разнообразить рутинные обязанности. Творческая деятельность состоит в выражении собственных эмоций и внутренних фантазий с помощью предметов, слов, действий. Поэтому и правомерна постановка проблемы в воспитании у детей эмоционально – положительного отношения к взрослым. Разные аспекты этой проблемы уже достаточно хорошо изучены теоретически и разработаны методически. Предмет нашего внимания – аспект малоизученный: воспитать у ребенка интерес к взрослому посредством показа творческого начала в человеке, вызвать желание подражать именно в этом. Наиболее ярко и доступно пониманию дошкольника, на наш взгляд, представлена эта черта личности взрослого во взаимоотношениях « человек – предмет». Можно выбрать разные стороны жизни взрослого человека, где он проявляет себя как творческая личность: литературу, искусство, науку, изобретательскую деятельность. Главная цель, определяющая направление методики, — пополнять представления детей о богатейших возможностях для проявления себя как творческой личности, привлекать их внимание к огромному значению творческого начала в личности человека, воспитывать познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности. Показать творческое начало в личности взрослого человека можно при ознакомлении детей с предметами рукотворного мира, при изучении темы «Предметный мир и его роль в социализации личности ребенка». Предметное окружение имеет в жизни ребенка самостоятельное значение. Это один из первых объектов познания окружающей действительности. По мере взросления малыш знакомится с формой, величиной, цветом, назначением, функцией, строением предметов. Таким образом предметный мир несет в себе информацию о жизни, помогает ребенку познать ее. Но до определенного времени ребенок не связывает между собой эти два мира – мир взрослых и мир предметов, они существуют для него параллельно, не пересекаясь. Со временем взрослые знакомят детей с результатами своего труда, учат ценить этот труд. Правильные и важные действия. Особенно если на первый план ставится сам человек, его деловые и личностные качества. Творческое начало есть практически в каждом человеке. Однако в деятельности одних людей творческий характер проявляется в большей степени, а у других – в меньшей. Очень важно сформировать у детей понимание целесообразности создания взрослыми предметов, направленных на удовлетворение потребностей человека. Ретроспективным подходом, что дает нам возможность , как это не парадоксально, развивать у детей перспективный взгляд на окружающие предметы. « Путешествия в прошлое предметов» наглядно убеждает детей: человек постоянно изменяет предметы, что бы сделать их более удобными , с ускоренным получением результата , практичными, улучшенного качества, Составная часть методики – подключение детей к творческой , преобразующей деятельности человека. В особый содержательный блок можно выделить информацию о том, как человек создал технику. Детей привлекают бытовые приборы, которые они видят, например, дома: телевизор, видеомагнитофон, компьютер. Многие дошкольники легко управляют такими приборами. Опираясь на этот интерес, можно познакомить детей с изобретателями и их изобретениями, показать значение этого вида деятельности человека не только для кого-то конкретно, но и для человечества в целом. Таким образом, на первом этапе ознакомления детей с человеком как с творцом необходимо активизировать их внимание на результатах изобретательской деятельности, создать условия для развития детского творчества. На этом этапе ведущими методами являются эвристические познавательные беседы, наблюдения, экспериментирование и опыты. Содержанием наблюдений может быть наблюдение за транспортными средствами, за работой механизмов, например, по уборке помещения, снега на улице и др. Предметом наблюдений может быть работа бытовой техники в домашних условиях и в дошкольном учреждении: стиральной машины, кофемолки, кофеварки, миксера, мясорубки и др. Наблюдения проводят в быту, а также на специальных экскурсиях. Рассматривание предмета должно сопровождаться репликами воспитателя, родителей, выражающими восхищение «умными» машинами. В последующей беседе воспитатель уточняет, что дети поняли, запомнили; побуждает их задавать вопросы и предлагает самим попробовать использовать технику. Например, ребенок может вместе со взрослым перемолоть (нажать кнопку) кофе в кофемолке, почистить пылесосом ковер, поставить в микроволновую печь молоко и посмотреть, как оно подогревается, и т. д. Цель такого рода дел — вызвать интерес к технике и не боязнь ее. Уже на этом этапе важно обращать внимание детей на принцип работы прибора. Так, посмотрев (послушав), как работает кофемолка, и увидев результат — мелко перемолотый кофе, воспитатель или родители предлагают ребенку подумать и рассмотреть, с помощью чего достигается результат. Конечно, взрослые должны помнить о правилах безопасности и предупреждать о них детей. Чтобы проверить, поняли ли дети принцип работы кофемолки, можно предложить им для решения такую проблему: нужна сахарная пудра, чтобы посыпать пирог. Где взять сахарную пудру, можно ли ее сделать самим? Из чего и с помощью чего? Если дети предложат использовать кофемолку, можно уточнить, как она выполнит такую задачу. Аргументы ребенка и будут свидетельством понимания им принципа работы данного бытового прибора. По аналогии с этим примером можно рассмотреть с дошкольниками и другие принципы, заложенные в основу этого технического устройства, или найти тот же принцип в других приборах. Описанная выше работа организуется в форме опытов и экспериментирования в дошкольном учреждении или дома у каждого ребенка по просьбе воспитателя. Таким образом, результатом первого этапа ознакомления с техникой и с понятием «человек-изобретатель» должно быть появление у ребенка устойчивого познавательного интереса к технике, к устройству технических приборов, желание пользоваться ими самому. На втором этапе работы воспитатель, опираясь на полученные результаты, начинает разговор о тех, кто создал такую «умную» технику, и о том, когда техника появилась на Земле.Для настоящего этапа можно выделить два взаимосвязанных направления: формирование представлений о том, как, в связи с чем появилась у людей потребность в технике; ознакомление с конкретными личностями — изобретателями, учеными. Воспитатель подчеркивает величие человеческой мысли и значение ее для людей планеты. Подбирая конкретный материал об ученых, изобретателях, старается рассказать детям о великих людях не только России, но и других стран мира. Поскольку мы стремимся формировать у ребенка всесторонние представления о человеке, важно не только рассказать об изобретателе как ученом, но и раскрыть его «человеческие», личностные черты, такие, например, как преданность, самоотверженность, готовность пожертвовать собой ради жизни изобретения, доброта, веселый нрав и др. Конкретное содержание для такой работы воспитатель может почерпнуть из программы «Я — Человек» (см. приложения), из детских энциклопедий и познавательной художественной литературы для дошкольников и младших школьников, но с соответствующей адаптацией на дошкольный возраст. Основные методы на втором этапе — рассказ взрослого, эвристическая беседа, рассматривание иллюстраций к книгам, макетов, составление творческих рассказов и др. Главный акцент делается на методах, повышающих познавательную активность. На третьем этапе работы воспитатель снова пытается вызвать у детей желание самим стать изобретателями. Но это происходит уже на более высоком уровне, на который дети поднялись в результате ознакомления с образом человека-творца. Дошкольники вместе с воспитателем могут строить мост Кулибина, вертолет Леонардо да Винчи и др. Это направление можно реализовать и на другом содержании, например, при ознакомлении с представителями творческих художественных профессий, с материалами, созданными человеком. Выбор направления зависит от непосредственного окружения, от возможности показать те или другие предметы. Интерес к творческой деятельности человека рождает любознательность, желание самому стать творцом нового, воспитывает уважение к интеллектуальным способностям человека. | |
Просмотров: 45 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |