Главная » Файлы » Мои файлы |
31.07.2023, 22:05 | |
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в тоже время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в мире сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность между детским садом и школой. А еще современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремление детей и молодежи «делать бизнес», зарабатывать, быть свободными и независимыми. Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому очень важно познакомиться с некоторыми авторскими программами по финансовой грамотности : «Экономическое воспитание дошкольников» Е.А. Курак, «Дошкольник и экономика» А.Д. Шатовой, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А.А.Смоленцевой. Примерное содержание экономических знаний можно отразить в пяти основных темах: « Моя семья», « Мир денег», « Мой город», « Мир товаров, « Моя страна». Осваивая эти темы, дети знакомятся с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим их миром вещей, людей. Ребенок прежде всего познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает первые шаги в мир финансовой грамотности, в мир экономической действительности, получает первые представления .Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством товарами между людьми. Ребята получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой . Задачи по воспитанию основ финансовой грамотности дошкольников можно решать в разных видах детской деятельности и развития: Продуктивная деятельность – дети изготавливают различные изделия в соответствии с тематикой, используются иллюстрации к художественным произведениям. Продуктивная деятельность детей в воспитании финансовой грамотности рассматривается как вид трудовой деятельности. Вместе с детьми мы изобретаем игровые деньги, товарные знаки, лотерейные билеты, рекламу. Надо сказать несколько слов о рекламе. Безусловно, проблема рекламы актуальна. , но надо очень осторожно подходить к этой проблеме. У детей нужно формировать правильное отношение к рекламе, поэтому важно использовать самые разнообразные приемы: наблюдения, рассказ воспитателя, беседы с детьми, чтение специальной художественной литературы, организацию продуктивной деятельности. Можно провести игру «Реклама: хорошо-плохо». Игра превратится в целый спектакль. Знакомить детей с миром рекламы, с профессиями людей, работающих в рекламном агентстве нужно начинать с подбора и рассматривания детской игрушки, сладостей и т.д. В процессе лепки дети устанавливают зависимость покупательского спроса на изделия от его изготовления, определяют нужное количество материала и т.д. Развитие речи –дети учатся рассказывать, объяснять, выделять главное, формулировать свое мнение. Математическое развитие - представление о множестве, понимание терминов «больше- меньше», «быстрее - медленнее», «на сколько больше - на сколько меньше». Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира .Математические знания можно рассматривать как основу развития у дошкольников элементарных экономических представлений. Логические и арифметические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания финансовых явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес детей к знаниям финансовой грамотности, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в тоже время сделать процесс познания финансовой грамотности интересным, доступным. Главное говорить с ребенком о мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка. Основная форма обучения – игра. Сделать экономику понятной помогут сюжетно –дидактические игры. Сюжетны игры: « Стройка», « Кондитерская фабрика», « Ателье», Рекламное агенство», «Супермаркет», « Салон красоты» и др. Дидактические игры: « Кем быть», «Мои покупки», «Что производят а заводе», « Найди в сказке экономику» . В представленных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная , приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. Дидактические игры :«Кем быть», « Обмен, « Семейный бюджет», « Маленькие покупки», « Корзинка покупок», «Какой товар лишний?», « Дорого – дешево». В этих играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые финансовые знания, умения и навыки. Развлечения и вечера досуга: конкурсы , викторины, олимпиады – это своего рода праздники - яркие, необычные, таинственные .У детей пользуются популярностью различные интеллектуальные игры « Что, где, когда», «КВН».Для них это и веселая игра, и серьезная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Детям нравятся нестандартные вопросы, веселые, необычные и в тоже время содержательные задания, разыгрывание экономических ситуаций из сказок, которые позволяют взглянуть на известные сюжеты – А. Толстого «Золотой ключик…», К. Чуковского « Муха – цокотуха» и др. Особый интерес вызывают развлечения « Ярмарка прошлого, настоящего и будущего», « Бизнес – клуб», « Аукцион»., включающие экономические, математические задачи. Положительный ,эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действительность, активирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности. В работе с дошкольниками целесообразно сделать акцент на нравственные стороны, необходимые для финансового воспитания: уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, заботливость, чувство долга, взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенности, эгоизму, стремлению к наживе любой ценой и пр. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Формирование основ финансовой грамотности заключается в поэтапном введении дошкольников в мир экономических категорий. Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Вместе с тем отметим, что есть такие проблемы, в частности проблема экономического воспитания, когда родители могут многому научить самих педагогов. Пример бесед, которые можно провести с родителями: « Ваш ребенок ведет себя бережливо?», « Что знает ваш ребенок о деньгах?», « Вы поощряете своего ребенка деньгами», « Различает ли ваш ребенок монеты и банкноты?» и т.д. Опыт показывает, что только совместная работа с родителями дает хорошие результаты , способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей. | |
Просмотров: 41 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |