Главная » Файлы » Мои файлы |
08.08.2023, 23:45 | |
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Знакомство с финансовой стороной рекомендуется начинать с дошкольного возраста. Встает вопрос ,а правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам? Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа), о доходах(заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные деловитость, трудолюбие. Поэтому знакомить детей с финансовой стороной надо именно в дошкольном возрасте. К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения. С этого возраста, необходимо вводить и объяснять такие понятия и механизмы, как откладывание денег (сбережения) и зарабатывание денег и их трата, определение будущей профессии, предпринимательство, заемные деньги, кредитные карты и т.д. И здесь, деньги являются идеальным инструментом для объяснения всех этих понятий и механизмов на практике. И все начинается с труда. В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность. Задача взрослых — объяснить детям, почему следует уважать труд и бережно относиться к его результатам, и доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности. Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания — ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье — реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того, какое настроение у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение убедить ребенка, что есть трудности, но они временные), зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи. Дошкольники воспринимают события, происходящие в широком социальном контексте, через семейного отношения.В своих играх дети пользуются экономическими понятиями: покупают, работают, получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь.
Знакомство детей с финансовой грамотностью необходимо последовательно, соблюдая принцип от простого к сложному. Цель — помочь детям дошкольного возрасты войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности. Задачи: • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей); • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; • осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения; • признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство,честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.); • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности. При воспитании финансовой грамотности необходимо соблюдать этапы работы с детьми: 1.Труд и продукт труда (товар); 2. Деньги и цена (стоимость;) 3. Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности 4. Полезные экономические навыки и привычки в быту . Каждый этап работы состоит из определенных пунктов: 1. Свободная самостоятельная деятельность детей . 2. Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми. 1.1Труд и продукт труда (товар) Основные понятия: труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги. Педагогические задачи: • формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада; • учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; • поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым; • стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
Дать детям понятие .что труд — основная деятельность человека, источник средств для его существования.Каждый человек имеет свою профессию (врач, строитель, педагог, космонавт, инженер, бизнесмен, банкир, рекламный агент, программист и др.). Продукты труда — это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые. За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям. Чтобы дети понимали смысл финансовой грамотности надо с детьми проводить образовательную деятельность используя методическую литературу. 1.1Свободная самостоятельная деятельность детей 1.Художественно-эстетическое развитие .
2. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности .
1.3 Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми
Без труда не выловишь и рыбку из пруда!
2.Деньги и цена Цель: что такое деньги и зачем они нужны. Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле;покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно,не выгодно, обмен . Педагогические задачи: — познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны; — воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения); — дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит Свободная самостоятельная деятельность детей 2.1.1. Художественно–эстетическое развитие
1.2. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности
2.2.Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми .
3.Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности Основная цель --воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе. Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы. Педагогические задачи: — дать представление о рекламе, ее назначении; — поощрять объективное отношение детей к рекламе; — развивать у детей способность различать рекламные уловки; — учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой; — учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется). Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности 3.1. Свободная самостоятельная деятельность детей Художественно-эстетическое развитие.
2. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности
3.Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми
| |
Просмотров: 43 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |