Главная » Файлы » Мои файлы |
30.11.2023, 20:26 | |
« Человек всегда был и останется сыном природы, и, то ,что роднит его с природой должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры. Мир окружающий ребенка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе – источник детского разума» - писал В.А.Сухомлинский. Научить ребенка воспринимать природу – значит, научить видеть, понимать и чувствовать её красоту, сделать это — значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, её эстетической, интеллектуальной и моральной сфере. В дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природному миру, поэтому особо важное значение приобретает поиск путей развития у старших дошкольников готовности к нравственно – ориентированной деятельности в природе, которая основывается на общечеловеческих нравственных ценностях. В свою очередь, позитивное взаимодействие ребёнка с природой напрямую зависит от наличия у него готовности проявлять заботу об объектах живойв большей степени от сформированности у него точных представлений об природном окружении. Сегодня дошкольники многих детских садов уверенно путешествуют по экологическим тропам, занимаются в декоративно оформленных экологических уголках. Экологические уголки в свою очередь наполнены богатым содержанием материала и оборудования, которые играют немаловажную роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Установлено, что наряду с занятиями для решения различных образовательных задач, формирования навыков умственной деятельности, умения использовать приобретенные знания в новых ситуациях может быть использована дидактическая игра. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактический материал позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное настроение. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности. Они разнообразны в зависимости от решаемых при их использовании задач. Благодаря игре дети лучше выполняют задание. В каждой игре предусматривается не только повторение уже известного, но и познание нового. Внедрение в педагогическую практику дидактических игр экологического содержания способствует не только наиболее успешному усвоению учебного материала, но и повышению познавательной активности детей, а также стимулированию интереса к предмету, то есть является ещё и формой воспитания. Игра служит основанием для формирования и становления коллектива, формирования самостоятельности у воспитанников. Неся преимущественно коллективный характер, дидактические игры имеют огромное значение в нравственном воспитании, развивая чувство солидарности, взаимопомощи, ответственности за свои поступки и за действия друг друга. В процессе дидактической игры ребенок должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в реальной жизни. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний, умений и навыков. Содержание экологических игр должно включать в себя многообразие природных объектов, растительного и животного мира, взаимосвязи и взаимозависимости в природе, правила культуры поведения в природе.. Пониманию детьми содержащихся в дидактической игре задач, созданию особого эмоционального игрового настроения содействует включение в её ход кукол, сказочных персонажей ( Хитрой Лисы, Старичка-Лесовичка, Красной Шапочки, Маши и Медведя, Белоснежки, Мудрой и Умной Совы), которые объясняют правила игры, следят за их соблюдением, поощряют ребят. Цель дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников: «формирование осознанно-правильного отношения к окружающей природе». При проведении игр решаются следующие задачи: - Расширение кругозора детей. - Воспитание познавательных интересов, любви к природе, бережном и заботливом отношение к ней. - Развитие у детей наблюдательности и любознательности. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Проведение дидактических игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. А также подружиться с природой, понять и полюбить ее помогут ребятам веселые сказочные герои- друзья защитники природы: Тихоня, Умница, Елочка, Шалун. Они родились в лесу, знают про него все или почти все. При помощи сказочных героев и в сопровождении музыки, можно провести любую игру, например "Грибная полянка", "Осенний лес", "Построй домик животному" «Цепочка», «Выбери нужное», «Волшебные экранчики» В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр: предметные, настольно-печатные, словесные. Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.). Их рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести – «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки, «С чьей ветки детки»., « Весной, летом, осенью». и т.д. Предметные игры можно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей. Настольно-печатные игры. К ним относятся: лото, домино, разрезные картинки («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты» «Грибы» , « Четвертый лишний и пр.) Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы. Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» , «Птицы, звери, рыбы»и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовать как в помещении, так и на прогулке. Эффективность дидактических игр экологического содержания целиком зависит от создания условий и правильного их использования. Дидактические игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой. На прогулке можно показать или назвать детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «лиса» дети начинают ходить по прямой линии, расставляя четкую цепь следов; при слове при слове «щука» - имитируют плывущую рыбу; при слове «кукушка» - изображают полёт птицы. «Я знаю» (игра с мячом) Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий зверей» и перечисляет (например: лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. . Второму ребёнку воспитатель бросает мяч и говорит: «Птицы». Ребёнок ловит и называет 5 птиц и т.д.. На слово «крокодил» ребёнок отвечает « вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывает следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Интересными являются игры в загадки-описания - они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. «Отгадайте загадку, - говорит воспитатель для начала. - Я загадала плод: круглый, оранжевый, растет на дереве». А потом педагог предлагает детям придумать загадки, за каждую правильную загадку они получают фанты. Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое». Воспитатель может придумывать их сам на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях, которые дети наблюдали. Во всех случаях словесные игры помогут закрепить знания дошкольников, научить их использовать в нужный момент . Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные выводы: дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения, повлекшие за собой причинение вреда природе. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, учиться строить свои отношения с природой. Игра для ребенка – это серьезный вид деятельности!
| |
Просмотров: 29 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |