Главная » Файлы » Мои файлы |
27.12.2022, 22:09 | |
Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух и фонематическое восприятие. Фонематическим слухом называют умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (бочка – почка, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля – капля, кит – кот). Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» Оно формируется в период от одного года до четырех лет. Поэтому к четырем годам в норме ребёнок должен различать все звуки, фонематическое восприятие должно быть сформировано. Назови первый звук Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица). Сложи звук Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [М][А] - МА; [Н][О][С] - НОС. Скажи наоборот Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке. Зоркий глаз Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук. Что лишнее? Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог. Чистоговорки Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог. Ба-бо-ба - у дороги два стол. (ба). За-зу-за - уходи домой, ко. (за). Ти-ди-ти - на Луну ле. (ти). Де-де-те - сядем в темно. (те). Лю-лу-лю - лук зеленый я по. (лю). Фе-ве-фе - посижу я на со. (фе). Назови слова на звук … Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук. Определи первый гласный звук Произносите ребёнку слова, выделяя голосом, первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук. Игра «Определи место звука в слове» Определи, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах: камыш (в конце слова), шепот (в начале слова), мешок (в середине слова). Весёлое название Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания: Баман, альбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, фитамин, клетта, банам, авьбом, виталим, тлетка. Поймай звук Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т. д., когда он услышит слово, в котором есть заданный звук. Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе будущего школьного обучения. | |
Просмотров: 50 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |