Главная » Файлы » Мои файлы |
22.04.2020, 12:46 | |
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, множественными речевыми нарушениями особенно при заболеваниях, связанных с ранним или врожденным повреждением центральной нервной системы, двигательные расстройства, как правило, сопровождаются отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, а также со сложностями развития эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер личности. При ТМНР возможности детей существенно ограничены, и некоторые не могут освоить даже простейшие навыки самообслуживания. Помимо нарушения произношения у большинства детей отмечается недоразвитие всех сторон языковой деятельности, фонетики, лексики, грамматики, связной речи, а также речи, сопровождающей, фиксирующей и планирующей проделываемые действия. Нарушение артикуляционных движений также влияет на доступность понимания речи окружающими. Все это в сочетании с особенностями познавательной и психической деятельности в целом значительно затрудняет осуществление с данными детьми полноценного общения и коммуникации, которые являются основной движущей силой развития ребенка, особенно в период дошкольного детства. Поэтому одной из основных задач коррекционно-развивающей работы педагогов с дошкольниками с тяжелыми множественными нарушениями развития является формирование коммуникативной деятельности. У детей с тяжелыми множественными нарушениями развития недостаточно сформированы или не сформированы как продуктивные навыки общения, используемые, чтобы осуществлять эффективное общение с другими людьми, так и навыки восприятия, связанные с реакцией детей на общение, инициированное другими людьми. Неспособность применять данные навыки приводит к тому, что дети пытаются получить необходимый им результат другими, зачастую неадекватными способами, например, устраивают истерику, причиняют вред себе или окружающим. Для этих детей характерны инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Возможности усвоения жизненного опыта у них сильно снижены. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. Плохо понимают обращенную речь. Движения рук у них неловкие, недостаточно согласованные. Многие дети не могут действовать двумя руками сразу. Такой ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, даже к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается манипулировать. Первые игровые действия появляются у них к середине дошкольного возраста. Очень сложными для этих детей являются простые тексты, содержащие причинные или временные зависимости, требующие словесно-логического мышления. Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминания словесного и наглядного материала. Эти дети бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Вместе с тем некоторые дети могут проявлять настойчивость и целеустремленность, прибегая к элементарным хитростям, стремясь добиться нужного результата. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Умственно отсталых дошкольников и детей младшего школьного возраста затрудняет понимание мимики и жестов, выразительных движений людей, изображенных на картинке. У этой категории детей с отклонениями в развитии прослеживаются слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности. Самооценка и уровень притязании умственно отсталых чаще всего неадекватны. Помните, что хотя умственная отсталость неизлечима, можно и нужно помочь такому ребенку развиваться быстрее. Чем раньше начать оказывать ребенку помощь в развитии, тем больше у него возможность приобрести новые полезные знания и умения. Все члены семьи должны принимать участие в обучении ребенка новым навыкам. Старайтесь как можно больше хвалить ребенка, больше улыбайтесь ему, объясняйте, делайте маленькие подарки, особенно, если он действительно добился успеха. Больше разговаривайте с ребенком, объясняйте ему свои действия, рассказывайте об окружающем, даже если ребенок не может вам ответить. Помните, что освоение речевых навыков начинается задолго до того, как ребенок начнет говорить, через взаимодействие с людьми и предметами. Помогайте ребенку осваивать новые навыки, направляйте его движения своими руками. Используйте зеркало, чтобы ребенку помочь лучше узнать себя, свое тело, научиться владеть руками. Используйте подражание, копирование: подскажите ребенку какое-либо действие и стимулируйте его подражать вашим действиям. Побуждайте ребенка больше двигаться, тянуться, чтобы достать предметы, которые он хочет. Сделайте занятия ребенка интересными для него, превратите их в игру. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам, помогайте ему только тогда, когда это необходимо. Хвалите его за самостоятельность. Дети лучше осваивают действия, когда им показывают их другие дети. Пусть братья и сестры больше играют с ними, обучая тому, что умеют сами. И последнее. Важно не то, сколько времени вы уделяете обучению ребенка, а то, как вы это делаете. Проявляйте терпение, ласку, заботу, старайтесь понять потребности и возможности ребенка. Главное, только совместными усилиями с педагогами, психологами, дефектологами и родителями возможно коррекционная помощь ребенку. Желаю вам успехов. | |
Просмотров: 170 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |