Главная » Файлы » Мои файлы |
23.04.2020, 23:57 | |
Актуальность выбранной темы очевидна, так как хорошая речь — важнейшее условие всестороннего развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. А большинство родителей, думая о том, как лучше подготовить малыша к школе, обращают внимание только на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, т. к. развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения речью и письмом. Нами была разработана система игровых упражнений по развитию мелкой моторики руки, которые повышают эффективность процесса развития речи детей младшего дошкольного возраста. Комплексная система работы реализовывалась поэтапно. Были выделены несколько групп упражнений. Первая группа – упражнения на развитие тактильных ощущений. К ним относится: массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Для проведения массажа мы использовали различные приспособления и мелкие предметы: массажные щётки, рукавички, мячи-«ёжики», грецкие орехи, плоды каштана. Кроме самомассажа в первую группу входят упражнения на расслабление и на растяжение мышц, а также упражнения направленные на развитие тактильных ощущений, например, «Гороховый рай», «Пальчиковый бассейн», «Манные дорожки». Для различных модификаций «Пальчиковых бассейнов» мы использовали наполнители: фасоль, горох, гречневую крупу, плоды каштана, лесные орехи, крышки от пластиковых бутылок, маленькие мячи. Вторая группа – пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика. В этих играх нами активно использовалась игровая мотивация, значительно повышающая интерес к учебным занятиям, а также эффективность самих игр. Пальчиковые игры включались в сказки, небольшие рассказы, стихотворные формы и напоминали своеобразные инсценировки. Например, педагог произносит слова: «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…» и показывает детям, а дети повторяют слова и движения за воспитателем. Позже воспитатель вводила игры с использованием различных предметов: детские перчатки с нарисованными или вышитыми глазками, ротиком, пробки от флаконов, с нарисованными лицами людей и животных, различные колпачки. С большим удовольствием дети надевали на пальчики фигурки (пальчиковый театр) Третья группа – упражнения, направленные на развитие тактильных ощущений, способствующих развитию динамической координации движений пальцев рук. Воспитатель проводила упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук, упражнения - игры на расслабление, упражнения на переключение позы, упражнение на ритмическую организацию движений, специальные упражнения с речевым сопровождением, игры - манипуляции, игры-потешки. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария, а их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Далее проводились упражнения — игры с различными предметами. В работе с дошкольниками педагог использовал счетные палочки, дети выкладывали геометрические фигуры, домик, ёлочку и т.д. Также в своей работе мы использовали разнообразные виды мозаик – с шестигранными пластинками, круглые, напольные. Предлагал детям вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие («куда попадет»), затем усложнял задание. Более сложным заданием стало выполнение изображений – цветы, травка, солнышко, зверушки и др. Так же детям предлагалось разложить детали мозаики в пластиковые бутылки (обрезанные до середины и обклеенные цветной бумагой) соответствующего цвета. В играх, на раскручивание и закручивание крышек, проводимых воспитателем, развиваются соотносящие действия рук. Педагогом подобраны разнообразные коробки, банки и бутылки с крышками. Чтобы было интереснее играть, воспитатель прятала внутрь интересные предметы. Четвертая группа – упражнения на развитие динамического компонента двигательного акта. В эту группу автором опыта включены шнуровка, нанизывание. Материал для нанизывания использовался самый разнообразный: пуговицы с крупными и мелкими дырочками, макароны, разрезанные на части трубочки для сока. Шнуровка – это продергивание шнурка в отверстия. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов, в которых сделаны отверстия - дырочки. Кроме этого, основа для шнуровки может быть не плоской, а объемной, например, яблоки с дырочками, в которые «проползает червячок», ботинок, который надо зашнуровать, кусок сыра с дырками и др. | |
Просмотров: 160 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |