Главная » Файлы » Мои файлы |
17.08.2016, 09:23 | |
Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. B первых лучах уже видится наступающий день, и мы говорим: «Доброе утро!» «Доброе утро»... Ранний период жизни ребенка. Он во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет, расцветить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал. Фольклор для детей – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец. Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится, это очевидно. Вместе с тем, до последнего времени оставалось загадкой активирующее воздействие фольклорных произведений на ребенка – и первых месяцев жизни, и начинающего ходить, и перешагнувшего рубеж раннего периода детства. Что черпает ребенок в разные периоды детства из нескольких незатейливых строк, простых по форме, а в первые месяцы жизни, и вовсе непонятных ему по содержанию? Когда и как открывается малышу смысл этих строк? Почему дитя эмоционально восприимчиво к фольклору? Ответы на эти вопросы ищет современная педагогика раннего детского возраста. Ответы непросты и требуют тонкого, вдумчивого подхода, более того, комплексного изучения ребенка. Исследования показывают: третий год жизни ребенка – это период, когда он пытается осознать, понять целенаправленность и логичность действий взрослого (и вообще человека). Дети, следуя активному подражанию, начинают повторять эти действия, поэтому-то они и «чувствительны» ко всем нюансам реальной жизни. Это период усвоения первых социальных норм, правил человеческого общения, познания элементов культуры поведения и т.д. Из этого острого восприятия мира уже «зарождается» будущий «почемучка» (возраст «почемучек» - четвертый год жизни, когда начинает удивлять не логичность, а алогизм бытия). Развивающееся мышление (дети третьего года жизни уже начинают постепенно понимать «что бывает» и «чего не бывает») и элементарная ролевая игра (малыши легко откликаются на все игровые действия) облегчают решение этой задачи. A потешки – особый вид малого фольклорного жанра – как нельзя лучше способствуют этому. Можно сказать: потешки – начальное, предварительное звено в работе с детьми третьего года жизни при ознакомлении с первыми сказками. Во-первых, в каждой потешке действует один или два персонажа. Во-вторых, потешка художественное произведение и, следовательно, рассчитана на образное восприятие героев – и лисы, и зайца, и медведя, и волка. В-третьих, потешка раскрывает характер героя: лиса – хитрая, волк – сердитый, медведь – сильный, но не слишком сообразительный; белка – проворная, хлопотунья, мышка – юркая, маленькая, но удаленькая. C какими же потешками следует знакомить детей? Какие их них подводят к усвоению первых сказок? Это могут быть « Заюшка, войди в сад», «Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке», «Козушка-белоногушка», «Козахлопота», «Тень-тень-потетень», «Огуречик, огуречик» и др., в которых рассказывается о лесных животных, о мышке, обитательнице полей. При этом важно показать картинки, на которых изображены животные, подчеркнуть их отличительные особенности, а затем сходство, чтобы дети могли впоследствии узнавать и различать их на картинке, в игрушке. На третьем году жизни вводятся новые потешки, но и старые повторяются. K этому времени малыш начинает видеть не только различные черты у животных, но и общие: все они имеют две передние лапки (в сказочной ситуации они имитируют руки человека), две задние (аналогично – ноги человека), у всех два глаза, два уха, зубы, хвост, тело, покрытое шерстью. Эти знания приходят по аналогии со знаниями о человеке. Ребенок постигает это спонтанно, т.е. самостоятельно (самодвижение познавательного развития), что является результатом мыслительной деятельности, на которую уже опираются первые знания. Вот почему так необходима системная работа при отборе содержания фольклорной тематики от потешки к сказке. Системный подход к разработке и подбору фольклорных текстов позволяет рекомендовать их сериалы, которые разработаны в следующем варианте:
Представленную схему, учитывая индивидуальные возможности детей, разумеется, можно значительно расширить. Однако этот перечень охватывает все стороны жизни человеческого бытия, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, и в первую очередь общения со взрослым. Это говорит о том, что тематический перечень произведения целенаправленно подготавливает детей к яркому и глубокому восприятию сказки. | |
Просмотров: 343 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |