Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (984.0 Kb) ] | 21.11.2019, 14:52 |
Одним из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека, конечно же, считается дошкольный возраст. Поскольку именно в этот период жизни закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Понимая необходимость интеллектуального развития, нужно уточнить само понятие, «интеллектуальное развитие». Разные педагоги и учёные создали массу трактовок понятия. Для начала обратимся за определением к словарям. Психологический словарь термин «интеллект» трактует как «способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач». В. Штерн считал, что интеллект – это общая способность индивидуума осознанно настраивать свое мышление на возникшие требования. Это общая умственная приспособляемость к новым задачам и условиям действительности. Н. А. Менчинская, работая над данной проблемой, пришла к заключению о том, что «интеллектуальное развитие связано с двумя категориями явлений: знания; операции, с помощью которых приобретается знание»[3]. Интеллектуальное развитие дошкольника говорит о том, что у ребёнка есть конкретные знания и существует некий кругозор. У дошкольника должно быть развито восприятие, соответствующее возрасту мышление, смысловое запоминание, также он должен уметь воспринимать теорию. Какие бы не давали определения интеллектуальному развитию отечественные психологи и педагоги, все они сходятся в том, что это процесс динамический, протекать он должен в ходе деятельности. А какая деятельность соответствует дошкольному возрасту и является главной? Конечно, игровая деятельность. Именно в ходе игры ребёнок учится и гармонично развивается. Как известно, дошкольникам подвластны игры с правилами. А для интеллектуального развития могут быть очень полезны шахматы. Почему? Шахматы - позволяют развиваться ребёнку всесторонне. Вот основные плюсы этой игры: • у дошкольников развиваются следующие психологические процессы: логическое мышление, внимание, память; • обучение детей игре в шахматы позволяет ребёнку научиться ориентироваться на плоскости, сравнивать, обобщать; • благодаря шахматам, ребёнок становится более усидчивым, внимательным, целеустремлённым; • шахматы учат ребёнка принимать самостоятельные решения, а значит, малыш становится более самостоятельным и ответственным за свои поступки; • трудно оценить пользу шахмат для детей очень активных. Известно, что таким детям свойственно перевозбуждение. В ходе игры в шахматы эти дети успокаиваются, становятся более сосредоточенными, уравновешенными. Ведь игра заставляет таких детей дольше концентрироваться на одном конкретном виде деятельности, что, конечно же, позволяет корректировать поведение детей; • положительно влияют шахматы и на объективную самооценку детьми, ведь эта игра учит адекватно относиться к своим победам и неудачам; • в ходе решений шахматных задач развивается изобретательность, фантазия, творческие способности, воображение детей; • шахматы - игра, которая учит маленького человека думать в перспективе, мыслить стратегически, проводить анализ ситуации, составлять план действий, а значит – шахматы способствуют интеллектуальному развитию дошкольников [1]. Как видим, игра в шахматы – это не только способ развития дошкольников, но и его воспитания. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования призывает нас к созданию условий всестороннего развития ребёнка, его социализацию, личностное развитие, развитие инициативы и творческих способностей, способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. Данная игра позволяет подготовить ребёнка к школе. Ведь она делает вхождение ребенка в учебный процесс более комфортным, свободным, повышает стрессоустойчивость. Шахматы выполняют важнейшие функции в развитии детей: • познавательные (благодаря игре расширяется кругозор, ребёнок думает, сравнивает, запоминает, предвидит результаты своих поступков, обобщает, учится ориентироваться на плоскости; развивается изобретательность, воображение, мышление); • воспитательные: дети учатся быть целеустремлёнными, волевыми, усидчивыми, выдержанными, самостоятельными, самокритичными и собранными; • эстетические: обогащается внутренний мир детей, фантазия дошкольников, появляется способность радоваться красивым решениям шахматных задач; • физические: необходимо уделять время физической культуре, так как без физической подготовки у ребёнка не хватит сил сидеть за шахматной доской. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано [3]. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. С какого возраста стоит начинать играть с детьми в шахматы? Как показывает опыт, начинать играть в шахматы можно уже с детьми 3-4 лет. Главное, что родители не должны стремиться воспитать известного гроссмейстера[2]. Основные рекомендации тренеров по шахматам. 1. Важно, чтобы обучение игре в шахматы осуществлялось дома. 2. Познакомиться со специальной литературой по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы. Во многих книгах порядок ознакомления детей с игрой похож. Сначала малышей знакомят со сказками и легендами об игре, затем с названиями фигур, а потом со способами хождения фигур по доске. 3. Ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка играть в шахматы. Если ребёнок не проявил сразу интереса к игре, то стоит отложить ненадолго знакомство с шахматами. 4. Начинать играть лучше крупными фигурами, диаметр основания которых должен быть не меньше 3-4,5 см. Малышам больше нравятся деревянные фигурки, покрытые лаком. 5. При вовлечении дошкольников к игре целесообразно использовать: • шахматные сказки, • ребусы, • загадки, • рассказ в доступной форме об истории игры, • шарады, • шахматные задачи, • занимательные задачи, • викторины, • использование кукольного театра, • инсценировки. 6. В ходе обучения игре можно заниматься: • развитием речи, • лепкой из глины и пластилина, • изобразительной деятельностью, • физкультурой. 7. Родители и воспитатели должны помнить об учёте возрастных и индивидуальных особенностях детей. 8. Стоит помнить и о дидактическом принципе «от простого к сложному». 9. Перед игрой детям лучше не давать сладкое. 10. Перед игрой ребёнок не должен осуществлять чрезмерно активную деятельность. 11. Играя с ребёнком, взрослый должен быть предельно терпелив. 12. Любой прогресс в знакомстве с игрой у ребёнка должен вознаграждаться. 13. Целесообразно проводить соревнования, шахматные турниры между детьми, усвоившими правила игры. С целью интеллектуального развития дошкольников, а также в рамках сетевого взаимодействия МБДОУ ДС № 40 «Золотая рыбка» и МБДОУ ДС №42 «Малинка» и в рамках реализации проекта «Популяризация вида спорта «Шахматы» была разработана парциальная программа «Шахматы» (4-7 лет). Парциальная программа «Шахматы» направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка. Обучение по данной программе позволяет наиболее полно использовать спортивный и зрелищный компоненты шахмат, их соревновательную сущность, игровой и творческий характер, которые стимулируют желание ребенка победить. Цель программы - создать условия для личностного и интеллектуального развития дошкольников посредством игры в шахматы. Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка дошкольника. Работая по этой программе, мы использовали следующие нетрадиционные наработки: - игры на фрагментах шахматной доски; - нестандартные дидактические задания и игры; - детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; - преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур; - выявление стержневой игры первого этапа обучения "игры на уничтожение": фигура против фигуры; - разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры; - неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат". Программа определена тем, что она способствует всестороннему развитию ребенка. Такой вид активности способствует также социально эмоциональному развитию ребенка, познанию себя и других людей, определению своей позиции в обществе. Занятия проходили в игровой форме в процессе совместной деятельности детей и взрослого 1 раз в неделю. Педагоги обучали дошкольников правилам игры в шахматы, создавали условия для формирования и развития коммуникативных, интеллектуальных и социальных компетенций воспитанников, содействовали активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики. В результате реализации парциальной программы «Шахматы»: • дети научились играть в шахматы; • у дошкольников сформировался устойчивый интерес к игре в шахматы; • дети самостоятельно организуют игру и умело используют знания в процессе игровой практики; • воспитанники проявляют себя как творческие, активно мыслящие и стремящиеся к познанию личности; • наблюдается рост личностного, интеллектуального и социального развития воспитанников; • у детей сформированы волевые качества и самостоятельность. Формой подведения итогов реализации Программы стали организованные турниры по шахматам между воспитанниками своего возраста, с родителями, развлечения, игры. Литература. 1. Бронштейн Д. И. самоучитель шахматной игры. М.: Физкультура и спорт, 1979. -248 с. 2. Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы: кН. для воспитателя дет.сада: Из опыта работы. – М.:Просвещение,1991.-158 с.: 3.Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка. Московский психолого социальный институт, ноябрь 2003
| |
Просмотров: 191 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |