Для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, чтобы этот этап прошёл безболезненно, ребёнок должен быть готов к школе. Ведь неготовность ребёнка к школе обычно влечёт за собой неуспеваемость, а также разного рода расстройства нервно-психической сферы и в целом неблагоприятно сказывается на здоровье ребёнка.
Психологическая готовность к систематическому школьному обучению – один из важнейших итогов психического развития периода дошкольного детства. Что включает в себя понятие «готовность ребёнка к обучению в школе» или «школьная зрелость»? Это комплекс качеств, образующих умение учиться. Выделяют следующие компоненты школьной зрелости:
- физическая готовность;
- интеллектуальная готовность;
- личностная или эмоционально-волевая готовность;
- социально-психологическая готовность.
Физическая готовность включает в себ
- нормальные антропометрические показатели;
- состояние слуха, зрения, нервной системы, общее состояние здоровья;
- двигательные навыки, развитие крупной и мелкой моторики.
Хорошее здоровье при поступлении ребёнка в школу необходимо потому, что учёба связана с очень большими физическими и нервно-психическими нагрузками на организм ребёнка.
Интеллектуальная готовность включает в себя:
- достаточный запас знаний об окружающем мире;
- достаточный словарный запас и уровень развития речи: умение связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, события, картинку, объяснить явление, передать ход своих мыслей;
- умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, обращённые к группе детей, а не к нему лично, самостоятельно действовать, выполняя задание, производить действия в уме;
- начальные компоненты учебной деятельности, умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности;
- умение ориентироваться на плоскости;
- полное, точное, планомерное, расчленённое осмысленное восприятие;
- достаточный уровень развития познавательных психических процессов (внимания, мышления, памяти);
- развитие познавательного интереса, то есть интереса к знаниям и процессу их получения за счёт дополнительных усилий.
Личностная и эмоционально-волевая готовность включает в себя:
- готовность к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получить новые знания, чему-то научиться;
- наличие у ребёнка выраженного интереса к учению. К приобретению новых знаний, умений, навыков, к получению новой информации;
- положительное отношение к школе;
- умение произвольно управлять собой, сосредоточиться на том, что не вызывает непосредственного интереса, делать не только то, что хочется, но и то, что надо, хоть и не хочется;
- определённый уровень развития мотивационной сферы, соподчинение мотивов (способность действовать по моральным мотивам, при необходимости отказываясь от того, что непосредственно привлекает, в пользу того, что нужно сделать), развитие учебной мотивации;
- сформированность нравственных качеств, необходимых для учёбы: ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, инициативность;
- развитие эмоциональной сферы, хорошая эмоциональная устойчивость;
- развитие волевых качеств (настойчивость, целеустремлённость, упорство).
Социально-психологическая готовность включает в себя:
- формирование у детей коммуникативных черт характера: общительность, контактность, отзывчивость;
- развитие потребности в общении с другими детьми, умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться;
- наличие у ребёнка личностных форм общения со взрослыми, не зависящих от конкретной ситуации: внимание ко взрослому, стремление услышать и понять их обращение, способность различать функции взрослого, соответствующие разным ситуациям общения (на улице, в своём доме, в чужом доме, в учреждении), адекватное отношение к взрослому.
Все составляющие школьной зрелости одинаково важны для успешного обучения. Школа – символ дальнейшего развития ребёнка. А что он разовьёт в себе, чего достигнет, во многом зависит от взрослых, которые рядом. |