Главная » Файлы » Мои файлы |
03.12.2015, 22:53 | |
Дошкольное детство—это самый важный этап становления личности. В эти годы дети приобретают первоначальные знания об окружающем мире, у них начинается формироваться определенные отношения к сверстникам, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста это игра. В игре развиваются физические и духовные силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, умение. Кроме того, игра—это своеобразный , свойственный дошкольному возрасту способ усвоения дружеских отношений и взаимопонимания. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Потребность в общении с другими детьми у ребенка всегда присутствует. Для разных этапов дошкольного детства характерно неодинаковое содержание потребности в общении со сверстниками. А.Г. Рузская и Н.И. Ганощенко провели ряд исследований для выявления динамики развития содержания потребности в общении со сверстниками и выяснили следующие изменения: существенно увеличивается количество контактов дошкольников со сверстниками, связанных с их стремлением разделить с ровесниками переживания. В то же время, стремление к чисто деловому сотрудничеству со сверстником в конкретной деятельности несколько ослабевает. По-прежнему важно для дошкольников уважение сверстников и возможность вместе «творить». Усиливается тенденция «обыгрывания» дошкольниками возникающих конфликтов и их разрешения. Сюжетно-ролевая игра является основным видом общения и взаимоотношения детей дошкольного возраста. Это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же его особенность? Характеризуя ее, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Элементы игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Для детей игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает думает: в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые качества. Игра выступает как важное средство воспитания. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка—это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. В игре дети вступают в реальные организационные отношения, договариваются о сюжете игры, распределяют роли. В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения. Направляемая педагогом содержательная игровая детская деятельность предоставляет ребенку возможность для упражнений в правильных поступках, отношениях, важных для самого ребенка, для взрослых, в окружении которых он находится, а так же для совместной налаженной жизни в обществе сверстников. В совместной деятельности создаются предпосылки для формирования начал коллективных взаимоотношений, существенной стороной которых является нравственная направленность личности ребенка на сверстника. На основе этого у ребенка возникают важные социальные личностные качества: доброжелательность, взаимопонимание, умение считаться с другими, заботиться о сверстниках и малышах. Это чрезвычайно важно для возникновения ценного общественного качества - умения действовать в интересах других, поступаться собственными желаниями. Такие взаимоотношения могут возникнуть только в доброжелательном общении, функции которого заключаются в том, чтобы научить детей взаимопониманию и сопереживанию. Общение, в структуре которого взаимодействие опосредуется личностными отношениями, вызывающими у сверстников радостные переживания, душевный подъем, может стать важным фактором в развитии личности ребенка и детского общества, в котором ребенок находится. Существуют определенные условия сохранения стойкого интереса к игре: ситуация, которая увлечет детей, атрибуты, обстановка, сам ход игры, где руководитель будет по необходимости направлять и если надо участвовать. В процессе длительной сюжетно-ролевой игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющих детей. Соревнования не только выполняет роль дополнительного стимула, но во многом способствует более эмоциональному протеканию самой игры. В дошкольном возрасте существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника: ровесник, как таковой, как определенная индивидуальность становится объектом внимания ребенка. У ребенка расширяется представление об умениях и знаниях партнера, появляется интерес к таким сторонам его личности, которые прежде не замечались. Все это способствует выделению устойчивых характеристик сверстника, формированию более целостного его образа. Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Воспитательное значение игры в развитии дошкольника признано в детской психологии и дошкольной педагогике, как одно из кардинальных положений. В игре проявляются и развиваются все психологические свойства и процессы, формируются качества личности. Известный психолог Л.С. Выготский писал, что игра будит в ребенке сильные и яркие чувства. Но она же учит не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами игры и конечной целью. Ребенок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя, ценителя, и источник сведений. Личностные мотивы, которые остаются на протяжении всего дошкольного детства, делятся на сравнение себя со сверстником, с его возможностями и на желание быть оцененным сверстником. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтвердить их ценность. Мотивом общения становится его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем. Таким образом сюжетно-ролевая игра формирует отношения и дружбу, уважение и сопереживание, что служит воспитанием ребенка.
| |
Просмотров: 418 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |