Главная » Файлы » Мои файлы |
29.01.2024, 20:29 | |
Сенсорное воспитание – начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность. Уже с раннего возраста мы начинаем предлагать детям игрушки-пирамидки, кубики, погремушки, вкладыши с фигурами и т.д., то, с чем дети знакомятся. Это цвет, форма, величина, звук. У детей с ОВЗ нарушено восприятие сенсорики и моторики, поэтому очень важно давать такие игрушки и предметы на всех этапах развития. Ведь известно, что через чувственные ощущения ребенок знакомится с миром предметов и, усвоив его, развиваются психические функции: речь, движения, внимание, память, мышление. Педагогам стоит максимально направить усилия на развитие мелкой моторики рук с помощью обучения ребенка лепке, рисованию, ощупыванию и описыванию свойств объекта, собиранию мелких предметов, что в свою очередь будет способствовать дополнительному развитию. Главным условием обучения ребёнка с ОВЗ - должен быть интерес, отсутствие у него негативных эмоций связанных с занятиями. Сенсорное развитие – это эффективное направление работы по психологическому и педагогическому сопровождению детей с синдромом Дауна, при правильной организации дающее просто потрясающие результаты. Набор средств для детей с ОВЗ ничем не отличается от обычных наборов по сенсорному воспитанию: Различные мозаики, наборы лоскутков ,разноцветные мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки с разным наполнением; надувные мячи (большие, средние и маленькие); разнообразные матрешки (от трехместных до восьмиместных); пирамидки разного размера и разной конструкции; игрушки, неваляшки разного размера; различные музыкальные инструменты; магнитофон; записи различных мелодий; набор муляжей, ёмкости для раскладывания акриловых камешков, бус, шариков, орбиз, мелких игрушек; коробки-вкладыши разных размеров и мисочки; стучалки; трафареты, логический куб; дорожки с различным покрытием (нашитые палочки, губки, пуговицы, гладкая поверхность из кожзама, меховая поверхность и т.п.); небольшие реалистичные игрушки животных и их детенышей; наборы сыпучих материалов (горох, фасоль, мелкие камни и галька); разрезные картинки и пазлы; тактильная дорожка для стоп; кварцевый и кинетический песок, сухой душ из лент, возможно использование света - солнечных зайчиков, специальных лент со светодиодами. Пример картотеки дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей с синдромом Дауна и ОВЗ в ДОУ. Д/И «Цветной дождь» Цель: Закреплять сенсорные способности детей различать и называть цвет, умение пользоваться кисточкой, развивать память, мышление. Проведение: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 5 основных цветов. Раздает каждому рисунки с цветными тучками заданных цветов. Показывает действия – под тучками кисточкой ставить капли дождика соответствующего цвета. Потом предлагает детям по словесному указателю самостоятельно выполнить задание. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком. Д/И «Найди фигуру» Цель: Формировать умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление. Проведение: В гости приходит Мишка и приносит корзинку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель отдельно показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность. Д/И «Акриловые камешки» ЦЕЛЬ: Развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности различать цвет и фактуру предмета, мелкую моторику. Проведение: В таз засыпаются акриловые камешки, необходимо разложить их по мисочкам в соответствии с цветом, называя его. Д/И «Лаборатория» ЦЕЛЬ: Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом мелкие предметы и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память. Проведение: Игра является усложнением предыдущей, проводится с 2 детьми, потому что она требует большого внимания. Сначала педагог показывает действия с пинцетом и акриловыми камешками, а потом предлагает детям разобрать их по чашечкам. Д/И «Загадочные лоскутки» ЦЕЛЬ: Развивать тактильное восприятие. Проведение: Педагог выдает детям по нескольку лоскутков разной фактуры, после того как они их исследовали, предлагает найти такие же на ощупь в коробке с вырезанным отверстием. Дети по очереди выполняют задание. Д/И « Ниточка с иголочкой» ЦЕЛЬ: Развивать мелкую мускулатуру кисти рук, развивать внимание, тактильные ощущения. Проведение: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка-кукла» и жалуется, что у неё появились дырочки на картинках и надо их заштопать, предлагает малышам шнуровку, педагог помогает каждому ребёнку освоить правильное выполнение задания. Постоянно вовлекает детей в результативную активность, чтобы сохранялся интерес. Д/И «Разбери и собери пирамидку» ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных способностей, умения действовать с пирамидками разной формы, соблюдая последовательность в собирании. Д/И «Как звучат предметы» ЦЕЛЬ: Развивать слуховое восприятие, тренировать в различении звуков. Проведение: деревянным молоточком педагог стучит по двум – трём предметам, а затем дети отворачиваются и стараются на слух отличить по какому предмету ударил молоточек. Д/И «Бизиборд» ЦЕЛЬ: Продолжать развивать моторику кистей рук, умение пользоваться выключателями, щеколдами, шпингалетами, крючками. Д/И «Парочки из киндеров» Цель: Формировать понятие вес, тренировать его ощущение. Развивать слуховое восприятие. Проведение: Приготовьте несколько пар внутренних контейнеров из-под киндерсюрпризов разных по весу. Для этого наполните их разным содержимым: гречкой, горохом, мелкими камешками, скрепками. Предложите малышу подобрать пару одинаковых по весу и звуку контейнеров. Обсудите эти признаки с ребенком. Д/И «Островки спасения» Цель: Развитие моторной ловкости, предупреждение плоскостопия, развитие тактильных ощущений стоп, восприятия цвета. Проведение: Сначала можно исследовать все дорожки руками, назвать цвета. Затем педагог сообщает, что каждый цвет – это островок спасения от разных неприятностей, синий от жары, жёлтый от холода и т.д. Затем ребёнок становится на тактильную дорожку для стоп и выполняет задания по спасению - стать на красный коврик, на зелёный, на коврик с ракушками, потопать быстро ногами и т.д. В конце игры пройти по всем коврикам и сказать какой для него сегодня самый приятный, а какой не нравится. Д/И«Самомассаж» Набор игр и упражнений масса, найти их можно на сайтах по развитию детей с ОВЗ. | |
Просмотров: 28 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |