Главная » Файлы » Мои файлы |
21.11.2023, 08:23 | |
Наши дети живут в обществе, открытом для новых технологий, культур и традиций. С раннего возраста закладывается в дошкольниках важнейшее нравственное качество - доброта. Подрастающему поколению необходимо привить желание быть добрым по отношению к каждому человеку на земле. Занятия по формированию толерантного отношения у дошкольников к окружающим в игровой форме открывают ребятам красоту мира в его разнообразии, многоголосии, многонациональности. Значение занятий по воспитанию толерантности в детском саду. У детей предубеждений нет. Ты открыто и искренне улыбаешься - ты хороший человек. С тобой весело играть - ты замечательный друг. Ты рассказываешь интересные вещи и помогаешь мне узнавать новое - ты прекрасный воспитатель. Ребёнок стремится к общению. И он не делает никаких предположений о людях по их цвету кожи или разрезу глаз, наличию физических особенностей и т.д. Можно сказать, что дети по природе своей толерантны. Их взгляды формируются и претерпевают изменения под внешним воздействием (разговоры взрослых, высказывания по телевидению, бездумно повторяемые затем старшими ребятами). Воспитание чувства толерантности - одно из требований к современному педагогу ДОУ. Российская Федерация - многонациональное государство. В последние десятилетия усиливаются миграционные процессы в большинстве регионов. Группы в детских садах часто являются смешанными, то есть комплектуются детьми разных национальностей. Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) закреплено положение о доступности образования для каждого ребёнка независимо от национальной принадлежности. Интересный факт - на территории РФ проживают представители более 200 национальностей (этнических групп). В современном мире актуально воспитание духовно-нравственных ценностей через работу образовательных организаций, но воспитание доброты, чуткости, терпимости начинается в семье. Деятельность педагогов в рамках духовно-нравственного развития раскрывается на занятиях в ДОУ, на консультациях и мастер-классах для родителей, в проведении праздничных мероприятий. Сейчас детям много говорят об их правах и порой забывают сделать акцент на том, что права и свободы имеет каждый член общества. Эти общечеловеческие истины об уважении личности в детском саду повторяются вместе с родителями. Понятие толерантности шире национальной терпимости. Это доброе отношение человека к окружающим людям, чьи взгляды, религиозные убеждения, внешний вид отличаются от его собственных. Занятия по воспитанию толерантности в детском саду включают в себя вопросы национальных и культурных различий, привитие уважения к лицам разного возраста (как к пожилым людям, так и к малышам), принятие людей с ограниченными возможностями. Толерантность - широкое понятие, а суть его - в добром отношении ко всем, кто отличается от тебя самого. Задачи занятий по толерантности в ДОУ. Образовательные: - формирование первоначальных представлений о материках и странах, о расах и народах; - формирование представлений о традициях некоторых народов (как правило, тех, чьими представителями являются воспитанники ДОУ): национальных праздниках, блюдах, играх, народных промыслах и ремёслах; - знакомство с особенностями искусства разных народов: музыкой, песнями, национальными костюмами, декоративно-прикладным искусством, танцем. Развивающие: - развитие познавательного интереса у ребят; - развитие творческих способностей (в изготовлении поделок, рисовании плакатов, подготовке танцевальных и драматических номеров); - развитие речевых и коммуникативных способностей (через участие в беседах, подготовку сообщений, общение с приглашёнными гостями); - развитие всех видов внимания и памяти. Воспитательные : - формирование представлений о правах и свободах личности; - воспитание уважительного отношения ко всем людям; - привитие терпимости к тем, кто отличается от других; - воспитание чувства эмпатии, желания помогать нуждающимся; - создание позитивного эмоционального фона в группе воспитанников. Приёмы воспитания толерантности у дошкольников. Воспитание доброго отношения к окружающим людям - часть образовательного процесса в ДОУ. Мероприятия по толерантности проводятся начиная с младших групп, воспитателю следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей при планировании занятий. Среди методических рекомендаций по воспитанию терпимости у дошкольников выделяют использование следующих приёмов:
- познавательные беседы с детьми 2-4 лет; - эвристические беседы (самостоятельное решение проблем) в старших группах;
- дидактические игры («Придумай продолжение истории», «Как поступить по-доброму в ситуации…»), - сюжетно-ролевые игры («Путешествие в Африку/Азию/на Крайний Север», «В аэропорту», «Встречаем иностранных гостей»), - использование перчаточных кукол и других игрушек для проведения занятия (в младших группах), - создание игровых ситуаций на занятии («Полёт вокруг света»);
- использование на занятии наглядных материалов: картинок, фотографий, плакатов, атласов и энциклопедий, глобусов, - посещение выставок (в краеведческом или историческом музее: экспозиции о малых народах);
- музыка: прослушивание композиций, разучивание народных песен; - танец: просмотр выступлений народных ансамблей (видеозаписи), обучение характерным движениям национального танца; - продуктивное творчество: изготовление поделок. Занятие по толерантности со старшими дошкольниками. Занятия по толерантности, как правило, интегрированные: дети беседуют, задают вопросы, изучают наглядные материалы и занимаются творчеством. Учитывая индивидуальный подход в воспитании детей, педагогу следует продумывавать для занятий по толерантности разноуровневые задания. Например, дидактические игры подбираются в соответствии с интеллектуальными способностями воспитанников. В средней группе можно провести игру с картинками, на которых изображены жизненные ситуации: на пешеходном переходе стоят мальчик и пожилой человек, в песочнице рядом с мальчиком плачет маленький ребёнок, девочка в национальном татарском костюме не решается присоединиться к хороводной пляске. Для ребят с низким уровнем логического мышления подготовлен второй комплект карточек: мальчик переводит дедушку через дорогу/мальчик идёт один, мальчик утешает малыша/мальчик играет один, участники хоровода объясняют девочке правила танца/хороводная пляска продолжается с новым рисунком танца. Дети получают задание - подобрать к карточкам первого комплекта правильные решения ситуаций. Ребята с достаточным уровнем интеллектуальных способностей придумывают, как детям на картинках поступить по-доброму, толерантно. Подобным образом делятся задания творческие: - одни раскрашивают картинку с национальным костюмом, другие пробуют нарисовать на шаблоне узор в национальном стиле; - при инсценировке народной сказки роли распределяются в соответствии с умениями детей: способность выучить и выразительно исполнить текст (стишок), танцевальные сценки, песенные композиции, роли без слов с выразительной мимикой/пластикой. Индивидуализация осуществляется в разработке заданий по интересам воспитанников. В среднем дошкольном возрасте происходит разделение предпочтений у девочек и мальчиков. Изучать костюмы, причёски, выпечку разных форм, народные игрушки и куклы увлекательно для девочек. Мальчиков можно заинтересовать национальным оружием, героическими сказками и легендами. Девочки любят играть в куклы, наряжать их и причёсывать, для них стоит подготовить занятие о национальных игрушках. Занятия по воспитанию толерантности необходимо проводить в занимательной форме. Рассуждения воспитателя о терпимости к представителям разных народов, культур и вероисповеданий детям, скорее всего, будет непонятны и неинтересны. Следует помнить, что у дошкольников преобладает непроизвольные внимание и память. Дети концентрируют внимание на том, что удивляет и манит, о чём хочется узнать как можно больше. Яркие события, необычные занятия и весёлые игры откладываются в памяти ценным опытом. Способность к произвольному вниманию начинает формироваться в возрасте 6-7 лет. Поэтому занятия по толерантности в детском саду необходимо начинать с создания мотивации - стимулировать интерес дошкольников к последующей деятельности. Примеры мотивирующего начала занятия по толерантности.
Изучение наглядного материала. Почтальон приносит посылку на адрес группы, в ней ребята обнаруживают макет Земли. Воспитатель предлагает изучить его детям в течение нескольких минут, затем задаёт вопросы: - Ребята, из чего состоит макет? (Из земного шара, животных, растений и людей на нём). - Что поддерживает Землю на макете? (Руки людей/детей). - Какого цвета руки? (Белые/бежевые, коричневые, желтоватые). - Какого цвета кожа людей на макете? (Тоже разного, перечисляют). - Где на макете находится наша страна? (Показывают). - Одинаковые ли люди живут в России? (Нет). 2) «Разноцветные люди» (подготовительная группа). В начале занятия дети рассматривают настенную карту мира (упрощённое издание для детей: обозначены океаны, материки, флаги некоторых стран). Воспитатель показывает ребятам коллаж из фотографий (рекомендуется закрепить снимки на магнитной доске), даёт коллективное задание распределить людей на группы по внешнему виду: подразумевается разделение на расы. Затем педагог распределяет фотографии на карте мира (представители европеоидной, монголоидной, негроидной рас) и просит ребят оценить, однородно ли население нашей планеты. 3) «Здравствуй, друг!» (младшая группа). В группу приходят гости в национальных костюмах. Это могут быть работники ДОУ, воспитанники старшей группы или куклы, которых озвучивает воспитатель. Гости здороваются с малышами, рассказывают, из каких стран они приехали, дают рассмотреть свои костюмы. Они сообщают, что хотят подружиться с ребятами и повеселиться: покажут танцы, научат своим играм. 4) «Хоровод дружбы народов» (средняя). Создание сюрпризного момента. До занятия в спальне прячутся воспитанники подготовительной группы в национальных костюмах. После объявления темы занятия воспитатель включает аудиозапись «Мы весёлые друзья», заходят «гости» из разных стран. Они идут цепочкой, пританцовывая, выстраиваются в хоровод. Гости приветствуют ребят и сообщают, что сегодня во всём мире отмечается День толерантности. Воспитатель предлагает провести занятие в праздничной форме: послушать стихотворения о разных странах, потанцевать под национальные мелодии, позаниматься с народными игрушками. 5) «Путешествие на остров Дружба» (младшая). Воспитатель приветствует детей, обращает их внимание на то, как расставлены стульчики в комнате (стоят цепочкой). Звучит весёлая мелодия, воспитатель звонит в колокольчик и говорит: «Ребята! Колокольчик звучит непростой! Он сообщает об отправки паровозика со станции «Детский сад». Он поедет через весь мир - по подземным туннелям и воздушным мостам - к далёкому острову Дружба». Ребята выражают желание отправиться в путешествие и занимают места в воображаемом поезде. 6) «Путешествие в Китай» (старшая). Включение в игровую или проблемную ситуацию. К ребятам приходит их давний знакомый - Мишка (воспитатель или другой работник ДОУ в костюме/маске медведя). Он встревожен, хватается за голову. Дети спрашивают у Мишки, что случилось. Сказочный герой рассказывает. На днях Миша встретил на прогулке необычного медведя - белого с чёрными пятнами. Это Панда, родом из Китая. Мишка и Панда подружились, играли вместе и танцевали (герой показывает детям фотографию своего друга - панды). Но теперь он переживает, что ничего не знает о новом друге: где находится его страна, какие там живут люди, какую музыку слушают и что едят. Воспитатель предлагает помочь Мишке и всем вместе узнать о китайской культуре и традициях. Наглядность - одно из средств мотивации дошкольников, надо только правильно подобрать материал: для младших - картинки и игрушки, для старших - карты и фотографии. Занятия по развитию толерантности в детском саду можно проводить в виде: - занятия в нетрадиционной форме (игровые, интегрированные), в том числе с использованием ИКТ (информационно-компьютерных технологий); - музыкальный праздник: дети готовят с музыкальным руководителем и педагогом по хореографии номера с национальными танцами и песнями; - краткосрочные проекты или итоговое мероприятие для долгосрочного проекта; - физкультурный досуг: день народных игр и подвижных забав; - конкурс рисунков, поделок, мотивационных плакатов; - мастер-классы для родителей; Детско-родительское занятие по толерантности в ДОУ. В последнее время детские сады присоединяются к благотворительным акциям по сбору средств в пользу нуждающихся. Всё-таки детей рекомендуется приучать к подобной деятельности не сбором монеток. Можно объявить сбор игрушек и одежды для детских домов и больниц. Можно поучаствовать в постоянном проекте «Добрые крышечки»: когда дети и родители собирают пластиковые крышечки от бутылок и пищевых пакетов, затем их забирают на переработку, а вырученные средства перечисляются в благотворительный фонд. Занятия по воспитанию толерантности в детском саду. Занятия по толерантности в детском саду проводятся в разных формах, объединяет их тематика - доброе отношение к ближним. В младших группах само слово «толерантность» в беседах с воспитанниками не звучит, с малышами говорят о дружбе, справедливом отношении к окружающим, добрых делах. Для детей 2-4 лет занятия чаще организуются интегрированные - с песнями, танцами, играми, простыми творческими заданиями. У старших дошкольников формируется способность к длительной концентрации внимания: они могут вдумчиво изучать фотоматериалы, карты. Уровень аналитических способностей позволяет детям 6-7 лет строить предположения и делать выводы. Поэтому в старшей и подготовительной группах теме толерантности посвящаются занятия НОД (непосредственно образовательной деятельности). Занятия по воспитанию толерантности проводятся нечасто, рекомендуется включать их в календарно-тематическое планирование несколько раз в учебном году (например, в ноябре, январе и апреле). Структурные элементы занятия подвижны: воспитатель планирует формы и порядок работы с учётом конкретной группы, чтобы занятие прошло результативно. Обязательный элемент - этап рефлексии в конце занятия. С ребятами необходимо подвести итоги (старшие делают это самостоятельно), предоставить возможность высказаться - что на занятии понравилось, на что оно вдохновляет, хочется ли узнавать о толерантности больше. К сожалению, не все воспитатели включают занятия по формированию толерантности в рабочее планирование. В саду проводится ежегодно Неделя толерантности, но этого недостаточно. К теме национальной терпимости необходимо возвращаться регулярно в образовательном процессе - это условие современной жизни.
Длительность занятия. По нормам СанПиН, временные рамки занятия по формированию толерантности такие же, как для занятия НОД: - первая и вторая младшие группы - не более 15 минут; - средняя группа - 20 минут; - старшая группа - 25 минут; - подготовительная группа - 25-30 минут. Каким окажется будущее нашей страны и планеты в целом - зависит от нас, от того, как мы воспитаем подрастающее поколение. Современные дети живут в мире, границы которого подвижны и часто оказываются условными. Мир настоящего интересен и прекрасен, а может стать ещё лучше. Воспитание толерантности у дошкольников - сохранение в их сердцах добра. Занятия по толерантности в ДОУ помогают воспитанникам увидеть в ближнем прежде всего личные качества, а не внешнюю оболочку. 20.11.2023 | |
Просмотров: 36 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |