Главная » Файлы » Мои файлы |
08.11.2023, 14:57 | |
Опыт за последнее время показывает, что некоторые методы обучения и воспитания устарели, и результат их не может удовлетворять требованиям постоянно развивающегося общества. Ранее преобладали стандартные типы занятий, которые подразумевали различные описания, объяснения и рассказ воспитателя. У детей не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких – либо других источников. Я согласна с мнением профессора В.П. Сухова, что в основе технологии развивающего обучения лежит личностно – деятельный подход. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», то есть «какова деятельность, такова и личность, и вне деятельности нет личности». Методы обучения и воспитания, используемые в ходе непосредственно образовательной деятельности, играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребенка. Развивать у детей умение видеть, способность к внимательному проникновению в суть окружающих их предметов очень важна. От этого зависит, каким гражданином вырастет ребенок, что он сумеет увидеть в окружающем мире. Именно природа – неистощимый источник творчества и наслаждения. Однако не все люди рождаются чуткими к ее красоте, и в этом случае особенно важна работа воспитателя. В процессе непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах необходим совместный поиск, при котором ребенок стремился бы напрягать свой ум в коллективной деятельности со взрослыми и товарищами. Для развития познавательной мыслительной деятельности на любом этапе непосредственно образовательной деятельности, в зависимости от темы, детям можно предлагать что – то доказать. Уже несколько лет слово «проект» стремительно вошло в жизнь нашего детского сада. Чем заинтересовал меня метод проектов? Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно – ориентированным обучением и его можно использовать в любой возрастной группе. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Алгоритмы действия взрослого и детей на этапах освоения проектирования:
Одним из этапов метода проекта является исследовательская деятельность. Я ставлю проблему и намечаю стратегию и тактику её решения, само решение предстоит найти ребенку совместно со взрослыми, исследуя и проводя наблюдения и эксперименты. Мной делается акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, что проявляется в деятельном подходе при организации воспитательно –образовательного процесса. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Экспериментирование – провожу в различных видах организованной и самостоятельной деятельности. Отправной точкой для самостоятельной деятельности являются сведения, получаемые детьми в совместной деятельности с педагогом или родителями, которые «маленькие исследователи» «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе проб и ошибок. Наблюдения практической работы показывают, что постепенно элементарные опыты становятся играми – опытами, в которых, как в дидактической игре есть два начала: учебно-познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх – опытах знания о связях и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными. Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования опыты предлагаются от имени игровых персонажей. Дети младшего и среднего возраста делают открытия и удивляются вместе с Лунтиком, Незнайкой. Старшие дошкольники вместе с серьезным Дедушкой Знаем и его маленькими Знайками , задают вопросы «Отчего?», «Почему?», «Зачем?». На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности под руководством воспитателя – моделируют проблемные ситуации. В последствии дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки осуществить практические действия, делать выводы. В своей работе я использую разные типы проектов. Исследовательские проекты. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Дети ставят цели к своей работе, выбирают методы исследования, обсуждают результаты. ( «Чудесный и полезный шиповник», «Голубая капелька») Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все – таки является ролевая игра, где дети берут на себя роли: корреспондентов газет, эколога, врача, простых жителей. Опыт показывает, что дети с интересом выполняют свои роли и решают сложные задачи. («Молоко и молочные продукты») Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком–то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат, презентация. («Моё имя») Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта. («Голубая капелька», «Открытый космос») По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты. По продолжительности выполнения проекты могут быть краткосрочными, средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев). Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих, а также других проектов Организация метода проектирования в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Особую педагогическую значимость проектного метода мы видим в том, что: - он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка; - это метод, идущий от детских потребностей и интересов; - проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы. Антон Семенович Макаренко говорил: «Учеба, как и всякий труд, теряет свою привлекательность, стоит лишь погаснуть в ней творческому началу». Это высказывание актуально на современном этапе. | |
Просмотров: 33 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |