Главная » Файлы » Мои файлы |
06.12.2017, 23:41 | |
Социальная активность дошкольника выражается в содержательном и интенсивном межличностном общении, основанном на нравственных нормах. Она опирается на оценочные суждения и требования, регулирующие отношения детей. Совместная деятельность предопределяет общие интересы, вовлекает детей в общение, активизирует их взаимоотношения. В любом нравственном действии ребенка выделяется три основных компонента, касающихся морального действия. Это знания о том, как поступить в той или иной ситуации, это переживаемые чувства по поводу совершения социального действия и, наконец, само выполнение данного действия. Социальная активность не возникает спонтанно. Для ее формирования необходима целенаправленная работа, начиная с дошкольного детства, поскольку здесь закладывается фундамент личности, развиваются многообразные отношения с миром. В процессе развития ребенка происходит усвоение им социальных норм и правил, совершенствование его поведения, поступки приобретают социально детерминированную форму. Процесс развития происходит не пассивно, а осуществляется в результате активного взаимодействия ребенка с социальным окружением. Наиболее естественная в дошкольном возрасте деятельность, которая побуждает к общению — сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дети усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в обществе, приобретают различные социально значимые качества, а также в процессе совместных игр со сверстниками у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия. В детском саду ребенок приобретает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности обогащения этого опыта расширяются в многообразной и доступной предметно-развивающей среде. Ее основные свойства — самостоятельность и доступность — дают возможность педагогу целенаправленно формировать у воспитанников начала социальной активности. Уже с младшего дошкольного возраста в игровых группах начинают определяться весьма важные социальные связи — отношения руководства-подчинения. К старшему возрасту эти связи приобретают устойчивый характер. Определенная позиция в игре, подчиненная или ведущая, оказывает существенное влияние на нравственное развитие личности. Как же дети усваивают нравственное содержание справедливых коллективных взаимоотношений? Во-первых, педагог формирует игру и общение, обогащая эту деятельность нравственным содержанием, необходимым для построения отношений коллективного характера; во-вторых, оптимизирует личные отношения детей, вовлекая их в первичные группы, где сочетание играющих на первоначальном этапе повышает положение детей, ранее других овладевших нравственным содержанием, а на последующем смягчает дистанцию во взаимоотношении руководства — подчинения. Содержательное общение и содержательные игры, а также социальная активность детей достигаются, если педагог: — предваряя игру, знакомит детей с доступной им деятельностью взрослых как образцом нравственных отношений; — подобрав тематические динамичные наборы игрушек, побуждает детей играть коллективно, отображать в игровых ролях знакомые нравственные отношения, прообразы которых — отношения взрослых; — обращаясь к исполнителям ролей, активизирует нравственные мотивы в поведении; — опираясь на правила коллективной игры, учит соблюдать очередность при распределении ролей, т. е. регулирует организационные отношения детей; — побуждает детей объединяться в такие группы, в которых положительное влияние оказывают ребята с высоким уровнем развития - игры и общения. Эти положения необходимы для того, чтобы сохранять целесообразность структуры игры – её побуждающий, ориентирующий, исполнительский и контрольно – оценочный компоненты. Если недостаточно развит хотя бы один из них, то снижается как педагогическая дееспособность игры, та и самостоятельность, творческое претворение и присвоение вводимого воспитателем нравственного содержания в общении. Формирование у всех детей примерно равноценного содержания представлений о коллективной деятельности и нравственных отношениях взрослых создает основу для их игр и общения, способствует возникновению общих игровых интересов, а также отношений коллективного характера. Впоследствии значительно легче привлечь ребят в такие объединения, в которых повышается их социальная активность. Прежде всего следует сохранять и укреплять созданные детьми игровые группы, если отношения в них благотворно влияют на развитие личности. изменять состав группы необходимо только в случаях неблагоприятного воздействия ведущих. Вспомним мысль А. П. Усовой, которая считала: не следует запрещать детям играть со своими избранниками, так как нельзя достичь этим цели - форсировать положительные взаимоотношения. Ее предложение - необходима кропотливая, деликатная работа по изменения неблагополучных отношений в группе - мы на практике претворяем следующим образом. В основе создания игровых групп сохраняем принцип добровольности. Однако избирательность не обуславливается случайными, а порой и нежелательными отношениями. Мы стараемся формировать объективные взаимооценки детей на основе усваиваемых норм. И, как правило, дети выбирают для игры таких сверстников, которые обеспечивают преимущество нравственного содержания. Однако этим не исчерпываются возможности непринужденного вовлечения детей в игровую группу. Приглашая поиграть, можно максимум инициативы в создании объединений, но с обсуждением состава, с оценкой деятельности по двум основным направлениям: умение играть и в соответствии с правилами коллективной игры. Особо следует привлекать внимание к справедливому характеру отношений, возникающих в группах с различным составом участников. Осознанные требования к партнерам по игре – интересно играть и быть хорошим товарищем, их обсуждения развивают критическое отношение и к сверстникам и к себе, что, несомненно, изменят поведение. Дальнейшее общение детей в игровой группе, созданное при их активном участии, позволяет воспитателю на деле раскрыть преимущества нравственного стиля отношений. В самостоятельных объединениях детей, основанных на личных привязанностях, возникает как благоприятная, так и неблагоприятная среда для развития личности. Таким образом, обязательные условия педагогической дееспособности и устойчивости микрогрупп – это, во-первых, высокий уровень деятельности, в контексте которой осуществляется и влияние детей, во-вторых, такая структура из личных отношений, которая повышает социальную активность и позволяет наиболее эффективно реализовать каждым участником содержание, предложенное воспитателем. | |
Просмотров: 283 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |