Главная » Файлы » Мои файлы |
14.12.2023, 17:21 | |
В семейном воспитании детей 3—5 лет круг воспитательных забот родителей прежде всего обусловлен активным двигательным, познавательным и речевым развитием ребёнка; расширением форм общения ребенка с членами своей семьи, со взрослыми и сверстниками в детском саду; активизацией социализации. Данный период «самоуверенности и зашиты своих прав» нередко проявляется в непредсказуемом и даже протестном поведении детей. Эго время не самое лёгкое для родителей. Одни стараются больше опекать и удерживать ребёнка возле себя. Другие (не всегда осознанно) пресекают активность ребёнка, не вписывающуюся в их родительские представления о том, каким он должен быть. Кто-то ограничивает контакт лишь с опасными для ребёнка ситуациями. Некоторые родители мудро подмечают, что зачатки воли ребёнка проявляются в том, что он, двигаясь к своей цели, начинает говорить «нет», когда ему нужно. Словом «нет» дошкольник делает свой выбор. Взрослые должны учить своего ребёнка говорить в соответствующих ситуациях: «Я не согласен»; «Я не буду этого делать»; «Нет»; «Ты обижаешь меня»; «Это хорошо (это плохо)»; «Перестань»; и т.п. Если ребенку не позволяют отвечать подобным образом, он начнёт со всем соглашаться, и им могут управлять другие люди. Родителям уместно спрашивать ребёнка: «Что ты сейчас будешь делать, а что будешь делать вечером, завтра?» Важно учить малыша рассчитывать свои силы, выбирая что-то одно, приучать делать что-то для себя и для других, поддерживая тем самым проявление первых чувств альтруизма. При этом важно, с одной стороны, поддерживать младшего дошкольника в его стремлении к самостоятельности, с другой - развивать способность иногда на время отложить удовлетворение своего желания, соотносить с планами близких ему людей (бабушки, сестры, брата). Чтобы ребёнок успешно учился самостоятельности, родителям важно позволять ему отстаивать своё право. Необходимо эффективно использовать разные виды контакта с ребёнком: телесно - тактильный, зрительный, игровой и др. Уметь ясно выражать свою поддержку, чаще употреблять фразы типа: «Это было хорошо, но хочешь, я покажу тебе, как это ещё можно делать?»; «Твоё намерение хорошее и нравится мне, мне не нравятся твои действия»; «Можешь начать снова, я тебя поддержу»; «Если ты сам (а) можешь с этим справиться, я займусь своими делами, но если я понадоблюсь, позови»; и т.п. Особая тема в отношениях родителей с детьми 3-5 лет связана с уважением взрослыми территориальных границ, которые пытается выстраивать взрослеющий ребёнок. После трёх лет появляется желание устанавливать границы, ребёнок заявляет о своём праве владения «Моё!», учится запрещать и разрешать. Например, строит домик, в который никто не имеет права входить за исключением тех, кому он разрешит. После 4 лет начинают развиваться ролевые (социальные) границы. Они связаны с принадлежностью к группе и осознанием «Я - это часть Мы», а также с ролями, включая гендерные, например: «хороший друг», «заботливая хозяюшка», «смелый (трусливый) мальчик», «настоящий спортсмен» и др.После трёх лет у ребёнка появляется сердечная привязанность к матери и отцу. Девочки «влюбляются в пап, мальчики - в мам. На основе отношений родства ребёнок приобретает первый полоролевой опыт, «мама, бабушка — женщины, они делают так», «папа, дедушка — мужчины, они делают так». Родителям важно развивать свой собственный опыт выдерживать накал эмоций ребенка, встречаться с его физической и эмоциональной силой, использовать фразы типа: «Я могу выдержать твою силу, невзирая на эмоции, которые ты выражаешь». Ребёнок открывает в отношениях с родителями, что можно одновременно испытывать противоположные чувства к одному и тому же человеку и по поводу одного и того же события, и это нормально. Родителям детей 3—5 лет надо понимать огромное значение поддержки права ребёнка быть в общем пространстве жизни семьи, где он может чувствовать себя значимым, любимым, даже если он противостоит тем, кто его любит. Поэтому содержательный досуг — одна из важных традиций семьи, благодаря которой дети и взрослые как бы получают подтверждение своей принадлежности к ней. Одна из традиций семейного досуга — дни рождения членов семьи. Ребенок как именинник получает опыт одобрения и похвалы со стороны родных, чувствует себя любимым, равноправным и лично причастным к делам семьи. Когда именинниками являются другие члены семьи, ребёнок получает возможность учиться искренне выражать им свою благодарность. Немаловажно показать родителям ценность игрового общения с ребёнком для укрепления эмоциональных связей и полноценного развития физических качеств и пр. Игра может стать источником неожиданных знаний о своём малыше. Родители как партнёры детей в спортивных игровых досугах могут увидеть двигательные способности ребёнка, его умение включаться в заданный образ в театрализованной игре, природную пластику в танце и др. Необходимо помогать родителям обогащать семейный досуг игровым содержанием через знакомство с играми. Когда мамы и папы используют весёлые игры, юмор, совместные с детьми танцы, песни и пр., общие праздники в семье и досуги выходного дня становятся для детей запоминающимися. Принимая во внимание особенности формирования детско - родительских отношений в период семейного воспитания ребёнка 3-5 лет, мы выделяем следующие приоритетные задачи поддержки компетентности родителей:
| |
Просмотров: 21 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |